Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Логопедический массаж – активные метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровяных сосудов, и ткани переферического речевого аппарата.

Приемы:

Поглаживание

Пощипывание

Похлопывание

Вибрация

Характер выполнения этих приемов и направления, в которых они совершаются, определяются состоянием мышечного тонуса.

    Работа по развитию движений мимической мускулатуры (открыть/закрыть рот, поднять/опустить брови)

    Работа по обучению ребенка сглатыванию слюны (объясняем ребенку необходимость сглатывания слюны, вызываем либо активно-пассивные, либо активныежевательные движения)

    Развитие подвижности губ (рассмешить ребенка, чтобы он улыбнулся, намазать губы сладким, чтобы он облезал их)

После выполнения этих артикуляционных движений постепенно переходить к артикуляционной гимнастике. Движения могут быть неточными, не в полном объёме.

В случаях со стертой дизартрией работу следует начинать с артикуляционной гимнастики.

    Развитие подвижности языка. Начать с элементарных движений

В процессе проведения артикуляционной гимнастики можно использовать игротерапию Артикуляционные игры подбираются с учетом возраста, характера, и степени органического поражения г.м. с учетом состояния мышечного тонуса. При гиперкинезе используются статические упражнения.

Виды массажа:

Дифференцированный (основной вид)

Биологический, точечный массаж

Массаж в применением специальных приспособлений

Самомассаж

Противопоказания:

Любое соматическое или инфекционное заболевание в острый период

Коньюктевит

Острые или хронические заболевания кожных покровов

Наличие герпеса и т.д.

Наличие увеличенных лимфоузлов

Резковыраженная пульсация сонной артерии

Повышенный рвотный рефлекс

Перед массажем необходимо получить заключение от невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Массаж должен проводиться в чистом, уютном, теплом помещении

    В среднем достаточно 2-3 процедуры в неделю. Обычно массаж проводится в 10-20 процедур. Эти циклы можно повторить с перерывом 2-3 месяца. При ДЦП в течение года.

    Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от степени поражения. Начальная длительность процедуры 5-7 минут. Конечная 20-25 минут.

    Перед тем, как начать курс логопедического массажа, логопед должен рассказать родителям о его неоходимости и эффективности

    Во время лог массажа ребенок не должен испытывать болевые ощущения.

Если ребенок негативно настроен, лучше первую процедуру проводить очень кратко.

    Проводится в медленном темпе

    Основные приемы – поглаживание и легкая вибрация

    Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения

    Можно использовать тихую музыку

    Для усиления расслабительного эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить расслдабляющий компресс.

    Последовательность воздействия на область в процессе одного сеанса

Мышцы шей и плечевого пояса

Мимическая мускулатура

Проведение активного (силового) массажа

Движения рук логопеда должны быть ритмичными, основные приемы

Поглаживание

Растирание

Разминание

Сильная вибрация

Сила воздействия должна постепенно увеличиваться

Последовательность:

      Шея, плечевой пояс

21. Опишите систему коррекционной работы в доречевой период по методике Архипоовой. Е.Ф.

Архипова (1980) впервые разработала систему коррекционно-логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими ДЦП. Целью коррекционной работы является последовательное развитие доречевых функций. Предполагается поэтапный ход коррекционных мероприятий, основанный на принципе кинестетической стимуляции.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы

1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.К. Анохиным.

4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.

5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Выбор позы для занятий «рефлексо-запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помешается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

§ нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

§ развитие зрительного и слухового восприятия;

§ развитие эмоциональных реакций;

§ развитие движений руки и действий с предметами;

§ формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

§ развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  • развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

При задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту : наличие опыта и практики.

Требования к зондам : оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям : не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.

Архипова Е.Ф.

Логопедический массаж при дизартрии

М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

Введение....................................................................................................................................... 3

ГЛАВА I Структура дефекта при стертой дизартрии....................................................... 10

ГЛАВА II Из истории логопедического массажа............................................................. 29

глава III Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии.................. 64

3.1. Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме.. 64

3.2. Комплекс упражнений логопедического массажа
при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме................................................. 68

3.3 Комплекс упражнений логопедического массажа
при паретическом синдроме............................................................................................... 76

Конспекты индивидуальных логопедических занятий
с детьми со стертой дизартрией......................................................................................... 90

Заключение.......................................................................................................................... 114

Введение

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.

В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются приемы пока недостаточно. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия, ринолалия, заикание и др.

Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

– стимуляция положительных кинестезии;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

В данном пособии представлена авторская позиция в отношении логопедического массажа. Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.

В пособии представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.

I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

Таблица № 1

Условное обозначение Рисунок Назначение
1. Зонд № 1 «Игла» 3-155 Металлический. Предназначен для легкого поверхностного точечного обкалывания лица, языка.
2. Зонд № 2 «Журавлик» 3-156 Металлический. Предназначен для точечного массажа языка, нёбной занавески, увули, задней стенки глотки, голосовых связок.
3. Зонд № 3 «ёжик» 3-161 Металлический. Предназначен для легкого обкалывания маленького язычка «увули».
4. Зонд № 4 «Петля» 3-162 Металлический. Предназначен для массажа маленького язычка «увули».
5. Зонд № 5 «Змейка» 3-157 Металлический. Предназначен для массажа задней трети языка, активизации нёбной занавески, для фиксирования языка при массаже голосовых связок, а также при одностороннем парезе языка или западают задней части языка.
6. Зонд № 6 «Вилка» 3-158 Металлический. Предназначен для подъязычного массажа, а также для растяжки укороченной уздечки.
7. Зонд № 7 «Грабли» 3-159 Металлический. Предназначен для массажа задней трети языка, активизации нёбной занавески, а также для фиксирования языка при поверхностном обкалывании и при массаже голосовых связок, задней стенки глотки.
8. Зонд № 8 «Санки» 3-152 Металлический. Предназначен для захвата задней трети языка.
9. Зонд № 9 «Шарик» 3-160 Металлический. Предназначен для точечного массажа.
10. Зонд № 10 «Вилка» 3-153 Пластмассовый. Предназначен для точечного подъязычного массажа, а также для растяжки укороченной уздечки.
11. Зонд №11 «Шарик» 3-163 Пластмассовый. Предназначен для точечного массажа языка, нёбной занавески, увули, задней стенки глотки, голосовых связок.

Окончание табл.

Условное обозначение Рисунок Назначение
12. Зонд № 12 «Улитка» 3-164 Пластмассовый. Предназначен для массажа всей поверхности языка, для точечного подъязычного массажа, а также для растяжки укороченной уздечки.
13. Зонд № 13 «Усы» 3-165 Пластмассовый. Предназначен для подъязычного точечного массажа.
14. Зонд № 14 «Грибок» Г-04
15. Зонд № 15 «Грибок» Г-05 Пластмассовый. Предназначен для точечного массажа шейно-ворот-никовой зоны.

Нержавеющая сталь и пластмасса для изготовления зондов официально разрешены экспертными комиссиями Минздрава РФ для применения в лечебной практике. Использование комплекта дизартрических зондов согласно вышеуказанными рекомендациями не вызывает повреждения кожного покрова и слизистой оболочки органов артикуляции.

В логопедической практике при коррекции речи у больных, страдающих различными дизартрическими нарушениями: всеми формами парезов артикуляционной мускулатуры применяется специальный массаж мышц.

Общеизвестно, что при спастическом (центральном) парезе, проявляющемся псевдобульбарной дизартрией, массаж проводится с целью снижения характерного при этой форме гипертонуса мускулатуры. В этом случае воздействие носят осторожный, мягкий, расслабляющий характер. Целесообразно тормозное воздействие на сегментарные биологически активные точки.

При вялом, периферическом (бульбарном) парезе, характеризующимся атонией, арефлексией и атрофией пораженных мышц, возникают явления бульбарной дизартрии, дисфонии, расстройства глотания и саливации. В этих случаях массаж становится одним из важнейших мероприятий в комплексном лечении.

Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур. Воздействие на биологически активные точки проводят по возбуждающему методу.

Стимуляция мышц достигается прессорными, поколачивающими и поглаживающими воздействиями, которые целесообразно производить различными дизартрическими зондами.

Зонды должны быть устойчивы к циклу обработки, состоящему из дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации в соответствии с режимами по ОСТ 42-21-2-85.

Протирание спиртовым тампоном не обеспечивает должной дезинфекции. Исключение составляют зонды индивидуального пользования.

Е.В. Новикова (2000 г.) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Е.В. Новикова предлагает для логопедического массажа 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, губ, щек, мягкого нёба. (Патент на изобретение № 2143256. Способ лечения речевых расстройств и набор зондов для массажа мышц артикуляционного аппарата от 27.12.1999 г.)

Зонд № 7 крестовина

Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, языка.

Нажимая на язык и отодвигая его назад заставляют сокращаться, включаться в работу мышцы языка.

Зондом можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд, выполнять:

– надавливающие движения (нажатия) (рис. 5)


Рис. 5

Зонд № 8 толкачик

Рис. 6

Применяется при массаже мышц скул, щёк, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность.

При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд.

Для более интенсивного воздействия используют приём нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц. (рис. 6)

Предваряет зондовый массаж ручной массаж языка (15–30 сеансов), который способствует расслаблению мышц и служит подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия зондами.

Каждый сеанс массажа (по Новиковой) включает:

– упражнение из комплекса массажа языка руками;

– упражнение из комплекса массажа скул;

– упражнение из комплекса массажа, щёк;

– упражнение из комплекса массажа круговой мышцы рта:

– упражнение из комплекса массажа зондами:

– упражнение из комплекса массажа мышц мягкого нёба.


Рекомендуется продолжительность массажного сеанса – 30 минут, а каждое упражнение выполняется по 30 раз. Ребенок располагается на кушетке. Ему предлагают широко открыть рот и высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка.

В.Н. Шашурина (1963, 1975), Л.А. Данилова с соавторами (1975) привели примеры эффективности сочетания медикаментозного лечения и логопедической работы.

К.А. Семенова и соавторы (1972) описали значительное улучшение речи при дизартрии в результате действия импульсного тока на дистальные отделы конечностей. Они также отметили активизацию умственной деятельности, связанную с улучшением речи.

Заслуживает внимание точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой, применяемая при дизартрии у детей с ДЦП (лечение методом физиотерапии). Приводим схему расположения точек при точечной электростимуляции (метод Щербаковой Л.А.). (рис. 7)

Таблица 2

Звуки по участию их в образовании голоса Звуки по месту образования Точки, на которые следует проводить воздействие
Звонкие Губные (м, б) 1а, 4
Губно-зубные (в)
Переднеязычные (з, ж) 2в,4
Переднеязычные (л, р, д) 26,4
Среднеязычные (сочетание звуков й + ё – немецкая буква j)
Заднеязычные (г) 2а, 4
Глухие Губные (п)
Губно-зубные (ф)
Переднеязычные (т, ц, ч, ш, щ, с)
Заднеязычные (х, к)
Лабиализация 1б,3

Различные приёмы физиотерапии:

СМТ – синусоидальные модулированные токи;

ИЛГ – искусственная локальная гипотермия;

Рефлексотерапия и другие оптимизируют логопедическую работу при коррекции дизартрии.

И.В. Блыскина и В.А. Ковшиков (1995 г.) в пособии для логопедов и медицинских работников обобщили опыт работы многих авторов в области логопедического массажа и предложили свою систематизацию и продолжительность сеанса массажа для преодоления артикуляционных расстройств.

Описана технология сегментарного массажа, т. е. способы ручного массажа, основанного на принципе использования сегментарного строения тела.

Данная методика впервые была разработана К.А. Семеновой и апробирована Е.Ф. Архиповой (1989 г.) на детях младенческого и раннего возраста. В.А. Ковшиков и И.В. Блыскина доработали эту методику для детей дошкольного и школьного возраста. Для проведения точечного массажа были определены точки БАТ (биологически активные точки), приведены в таблицах и рисунках локализация БАТ. (Лувсан Г. 1990). Описаны способы воздействия на БАТ. Приводим таблицы й рисунки из пособия И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова (1995 г.) (таблица № 3, рис. № 8, 9, 10, 11).

Таблица № 3

Точки, используемые в артикуляторном точечном массаже (китайское название в русской транскрипции расположение точек)

Порядковый номер и название точки Место нахождения точки
Точки общего действия

Продолжение таблицы

6. (Цзе-си) На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление на одной лини со II-м пальцем.
7. (Нэй-тин) Между II и III плюснефаланговым суставом, кпереди.
8. (Шэнь-мэнь) У локтевого край лучезапястной складки, рядом с лучевой стороной сухожилия мышцы локтевой сгибатель кисти.
9. (Хоу-си) В углублении кзади от V пястно-фа-лангового сустава с локтевой стороны кисти.
10. (Кунь-лунь) Во впадине между задним краем латеральной лодыжки и ахилловым сухожилием на уровне центра лодыжки.
11. (Шу-гу) Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную.
12. (Тай-чун) В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов 1/2 поперечного пальца.
13. (Вай-гуань) На тыльной поверхности руки, выше запястья на три пальца, посередине, между сухожилиями.
14. (Нэй-гуань) На ладонной поверхности руки, как бы с изнанки предыдущей точки, между двумя сухожильными тяжами.
15. (Хэ-ляо) На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см.
16. (Инь-сян) В боковой борозде крыла носа перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза.
17. (Ди-цан) Кнаружи от угла рта на 1 см на вертикальной линии от зрачка.
18. (Да-ин) Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии.
19. (Цзя-чэ) Кпереди и кверху от угла нижней челюсти, где пальпируется углубление.
20. (Ся-гуань) Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти.
21. (Тоу-вэй) В углу лба в волосистой части головы на 1,5 см от угла лба в сторону височной впадины.
22. (Шуй-жу) Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.
23. (Тянь-чжу) Выше задней границы роста волос на 2 см в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечных пальца.
24. (Фен-чи) Под затылочной костью выше задней границы роста волос на один поперечный палец, в ямке у наружного края трапецевидной мышцы, где пальпируется углубление.
25. (Да-чжуй) Между остистыми отростками VII шейного и I грудного позвонка.
26. (Я-мэнь) Между I и II шейными позвонками, выше задней границы роста волос на 1/2 поперечного пальца.

Продолжение таблицы

27. (Фэн-фу) Между затылочной кость и I шейным позвонком, выше задней границы роста волос на один поперечный палец.
28. (Тянь-ту) Примерно на 0,7 см выше середины верхнего края яремной вырезки грудины.
29. (Лянь-цюань) На средней линии шеи, выше складки шеи на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща.
30. (Чэн-цзянь) В центре подбородочно-губной складки.
31. (Бай-хуэй) Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» – там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин.
32. (Жень-чжун) Одиночная точка, под носом, в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе.
33. (Цзя-чэн-цзян) На нижней челюсти под нижнечелюстными отверстиями на пересечении линий, проведенных через точки Ди-цан (№ 17) и Чэн-цзянь (№ 30).
34. (Ди-хэ) На середине наиболее выступающей части подбородка.
35. (Сань-сяо) Посередине носогубной складки, кнаружи от точки Инь-сян (№ 16).
36. (Цюй-бинь) Под точкой Ся-гуань (№ 20) на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.
37. (Шан-лянь-цюань) На средней линии шеи посередине верхнего края подъязычной кости на один поперечной палец выше точки Лянь-цюань (№ 29) при запрокинутой голове.
38. (Вай-цзинь-цзинь, Вай-юй-е) На 1 см в стороны от точки Шан-лянь-цюань (№ 37).
39. (Инь-тан) В центре переносицы, посередине между медиальными (внутренними) концами бровей.

Регламентируется логопедический массаж. 1 сеанс – 20–25 минут. (5 минут релаксации, 10–15 минут точечной и/или сегментарный массаж, а затем 5 минут артикуляционная гимнастика) приводится примерный комплекс точечного массажа (см. таблицу № 4)

Через 20–30 минут после комплексного сеанса рекомендуется проведение логопедического занятия по формированию звуков.

В книге Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», 2003 г., хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа (даны фото). Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того представлены различные комплексы


точечного массажа в биологически активных точках (БАТ).

Таблица № 4

Примерный комплекс точечного массажа на один курс


Комплекс БАТ 1 . Цель: нормализация мыши артикуляционной мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17.

Комплекс БАТ 5 . Цель: нормализация мышечного тонуса нижней челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36.


Заслуживает особого внимания в книге Е.А. Дьяковой (2003 г.) раздел самомассажа, который предусматривает выполнение ребенком самостоятельных массажных действий.

На наш взгляд для детей с дизартрией самомассаж мимической и губной мускулатуры можно и нужно рекомендовать после значительной подготовительной работы по развитию мелкой моторики рук, по развитию стереогноза и пространственных представлений, в том числе умения ориентироваться в схеме собственного тела. Самомассаж языка необходим в ходе выполнения артикуляционной гимнастики.

Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А. 1997 г.) приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И. (1984 г.), Ипполитовой А.Г. (1983 г.), Вазовской Л.И. (1984 г.).

Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е. (1994, 2003 гг.) и др.

глава III
Дифференцированный логопедический
массаж при дизартрии

3.1. Комплекс упражнений логопедического
массажа при ригидном синдроме

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию.

Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса.

Массаж шеи

Упражнение 1

Цель: расслабление мышц плечевого пояса.

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.

Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 1).


Массаж лба

Упражнение № 2

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.

Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.

Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 2).

Упражнение № 3

Цель: обеспечение расслабления мышц лба.

Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.

Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 3).

Массаж щек

Упражнение № 4

Цель: расслабление щечной мышцы.

Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.

Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 4).

Упражнение № 5

Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.

Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 5).

Упражнение № 6

Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.

Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.

Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза 2–3 раза в день (рисунок № 6).

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 7

Цель: расслабление скуловых мышц.

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.

Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 7).

Массаж губ

Упражнение № 8

Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.

Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 8).

Упражнение № 9

Цель: расслабление губ.

Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.

Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 9).


Упражнение № 10

Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.

Описание: поглаживание круговой мышцы рта.

Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 10).

Массаж языка

Упражнение № 11

Цель: расслабление мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.

Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз 2–3 раза в день (рисунок № 11).

Упражнение № 12

Цель: расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд 2–3 раза в день (рисунок № 12).

3.2. Комплекс упражнений логопедического массажа при
спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме

Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки.

Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки.

Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции.

Массаж шеи

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса.

Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рисунок № 13).

Упражнение № 2

Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.

Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.

Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14).

Массаж лба

Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц.

Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба.

Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6–10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15).

Упражнение № 4

Цель: расслабление лобных мышц.

Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.

Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16).

Упражнение № 5

Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры.

Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.

Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими (рисунок № 17).

Массаж области глазниц

Упражнение № 6

Цель: расслабление мышц окружности глаз.

Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.

Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц (рисунок № 18).

Массаж щек

Упражнение № 7

Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.

Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 19).

Точечный массаж щек

Упражнение № 8

Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба.

Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.

В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день (рисунок № 20).

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 9

Цель:

Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21).

Упражнение № 10

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

– это дефект речи, возникающий при поражениях нервной системы, а именно – иннервации речевого аппарата. При этом проявляются проблемы с артикуляцией, затрудняется подвижность мягкого неба, губ и языка.

В детстве последствия для словообразования при дизартрии будут более выражены, вплоть до недоразвития речи. Важно помнить, что это не основное заболевание, и начинать лечение нужно не с него. Но коррекция нарушений речи также очень важна. Одним из способов коррекции и лечения при дизартрии является массаж.

Логопедический массаж способствует коррекции речи при дизартрии. Также он благоприятно воздействует на психологическое состояние детей с дефектами речи.

В процессе лечебной манипуляции задействуются мышцы, входящие в состав речевого аппарата, нормализуются их функции, повышается эластичность, сила, тонус мышц околоязычной области и в целом мышц, участвующих в процессе речи, глотания, жевательных мышц.

Данная процедура способствует ликвидации патологии голосовых связок, улучшает кровоснабжение за счет расширения капилляров (происходит так называемая кислородная терапия) и лимфоток в органах и тканях, нормализует секрецию кожного покрова.

После полного курса у пациента сокращается количество спазмов речевых мышц, патологических непроизвольных движений, парезов, параличей, улучшается произвольность и членораздельность речи.

Виды массажа

По факту, логопедический массаж при дизартрии делится на две группы: классический массаж и самомассаж.

В понятие классического массажа входят различные манипуляции логопедом на поврежденный участок либо на область рядом с ним. Применяют как ручные действия в виде поглаживаний, растирания, вибрации, разминания, так и инструментальные, когда в роли предмета выступают зубные щетки, соски, зонды и пр.

Запатентованный метод Новиковой Е. В., при котором для лечебного эффекта используются специальные авторские приспособления – зонды. Все зонды в наборе из 8 штук уникальны, имеют различную форму (шарик, топорик, усики) и свою область применения. Таким образом, зондовый массаж дает возможность оказывать влияние именно на пораженный участок, особенно полезен при .

Он улучшает артикуляцию, активизирует мышечную активность и подвижность языка, нормализует тонус мышц, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние. Тем самым звуки становятся более четкими и понятными. Также он полностью безболезнен.

Как и любая из лечебных процедур, имеет противопоказания:

  • раны на участке, подвергаемом воздействию;
  • возраст ребенка до 6 месяцев;
  • заболевания крови;
  • тромбоз;
  • активная форма туберкулеза;
  • отек Квинке;
  • эпилепсия, судороги, припадки;
  • простуда, грипп.

Техника проведения проста. Он проводится курсами по 2-3 недели с промежутками в 1,5 месяца. Упражнения зависят от формы зонда. Так, вилочковым зондом покалывают язык, щеки, губы и небо. «Восьмеркой» растирают мышцы, не затрагивая язык. «Крестовиной» логопед нажимает на язык, провоцируя сокращение его мышц.

Массаж зубной щеткой

Кроме набора зондов, массаж при дизартрии у детей проводится и другими приборами, вплоть до обычных бытовых предметов. Таких, как зубная щетка. Важно, чтобы щетинки не повреждали слизистую рта, потому надо выбирать самую мягкую щетку.

Перед началом процедуры ребенку под язык кладут марлевую салфетку. В силу обильного слюнотечения, салфетки придется менять каждые несколько минут.

Для эффективного массажа язык должен быть расслаблен. При напряжении специалист массирует подчелюстную ямку. Движения щеткой не должны быть сильными и грубыми. Допустимы круговые движения, а также прерывистые, при чистке всей площади языка, хорошо применять при .

Логопед внимательно следит за реакцией ребенка. Обычно для него этот вид массажа приносит только положительные эмоции и волнения не вызывает, так как зубная щетка не провоцирует страх, но бывают исключения.

Этот вид логомассажа необходимо проводить обязательно в перчатках, теплыми руками, ногти должны быть коротко подстрижены. Также снимаются все украшения.

Процедура начинается с расслабления пациента легкими поглаживаниями, разработки мышц шеи медленными поворотами головы ребенка из стороны в сторону, после чего можно перейти на область лица.

Массаж лица начинаем поглаживаниями, руками движемся по направлению от бровей к линии роста волос, дугообразными движениями по лбу к вискам. В области глаз совершаем легкие движения от внутреннего угла глаза к наружному сверху и, наоборот, снизу глаза. Зону щек также сопровождаем дугообразными движениями по траектории от крыльев носа к скуловой кости и круговым движением по самой щеке. Массаж губ производят от центра губы к углам, а от них – в сторону уха. Уши массажируют поглаживающими движениями, подбородок растирают. Завершают массаж в области носогубного треугольника. Массаж показан при .

Если у пациента наблюдается асимметрия лица, то более интенсивные движения совершаются с пораженной стороны.

Каждое движение повторяют 2-5 раз, а в ходе работы массажист выполняет контакт с ребенком, может ему петь, читать стишки и рассказывать сказки. Можно включить спокойную инструментальную музыку.


Массаж языка пальцами

Логопедический массаж языка при лечении дизартрии способствует снятию гипертонуса мышц. Он очень важен, так как дети часто не могут удерживать язык вне ротовой полости. Проводится с использованием марлевой салфетки, лоскута ткани, также бывают специальные напальчники. Длительность процедуры составляет от 6 до 20 минут.

Непосредственно перед массажем проводят упражнения для расслабления мышц языка. Логопед обхватывает язык тремя пальцами (большой – сверху) и вращает его в одну и другую сторону, подтягивает на себя и отпускает.

Если массаж назначен для расслабления мышц, то движения должны быть более спокойными и медленными, если для усиления работы мышц – активными и интенсивными.

Начинают процедуру с постукивания пальцем области над верхней губой сначала справа налево, затем слева направо. Ту же манипуляцию проводят и с нижней губой. С помощью указательных пальцев сводят губы в трубочку, а потом растягивают обратно.

Затем средним пальцем нажимают на ямку под подбородком, а указательный заводят за щеку ребенка. Круговыми движениями массируют щеки, двигаясь вдоль них. Указательный палец с внутренней стороны щеки и большой с внешней двигаются одновременно, создавая давление. Постепенно переходят к языку, осуществляют поднятия и опускания его, проводят перетирающие движения подъязычной и щечной мышц, а затем губ. При напряжении мышц языка движения производят от корня языка к кончику, можно применять при .

Можно ли самостоятельно проводить сеансы дома

Логопедический массаж при дизартрии можно проводить также и в домашних условиях. Только перед этим необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом, чтобы он дал разрешение на такую процедуру. Желательно также пройти специальные курсы по логомассажу.

Для проведения курса массажа не обязательно покупать набор зондов, достаточно изучить пальцевой массаж, а также массаж при помощи зубной щетки, чайных ложек. Если ребенку позволяет возраст и состояние здоровья, со временем можно обучить его приемам самомассажа.

Дети - большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.

Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально - некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.

Для чего делается логопедический массаж?

Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.

Задачи проведения такого массажа

При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:

  • коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
  • когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
  • нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
  • уменьшение эмоционального напряжения;
  • коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
  • увеличение тонуса мышц и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
  • уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
  • укрепление рефлекса глотки при говорении;
  • улучшение артикуляции.

Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.

Показания к манипуляции

Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.

  1. Нарушение голоса - это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении "кома" в горле.
  2. Дизартрия - логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
  3. Заикание - нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
  4. Необходимость ускорить результаты Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
  5. Постоянное слюноотделение.
  6. Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.

Есть ли противопоказания к нему?

К основным противопоказаниям относятся:

  1. Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
  2. Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
  3. Конъюнктивит.
  4. Гингивит.
  5. Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
  6. Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.

Условия для проведения логопедического массажа

Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.

Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:

  • массажное масло;
  • стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
  • защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).

Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.

Массаж логопедический для рук

Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:

  • массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
  • несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
  • массирование ладошки по типу "сороки-белобоки";
  • проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
  • если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Массаж губ

Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз - до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:

  • у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
  • два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
  • та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
  • потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.

Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.

Логопедический массаж ложками

Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:

  • разминка губ - поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
  • круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
  • неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
  • скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
  • частые нажатия концами ложки по губам;
  • разминка ложки жевательных и подбородочных мышц.

Массаж при дизартрии

При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).

Ритуал окончания логопедического массажа

Особое внимание специалисты уделяют тому, как заканчивается логопедический массаж. Отзывы родителей подтверждают, что для настроя ребенка на продолжение такой манипуляции важно уметь ее заканчивать.

После проделывания массирующих движений нужно ласкать и хвалить малыша за терпение и послушание. Можно немножко поиграть с ним. После такого взаимодействия малыш уже не станет бояться следующей процедуры, и он сам будет подставлять язычок.

Читайте также: