Лфк при заболеваниях и травмах нервной системы. Лечебная физкультура при заболевании вегетативной нервной системы. Цель. Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки

Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы (неврастения, истерия, психастения), представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.

Кроме функционального перенапряжения нервной системы (переутомление, перетренированность, отрицательные эмоции, недоедание, недосыпание, половые излишества) развитию неврозов могут способствовать различные причины, ослабляющие нервную систему, - инфекционные заболевания, хронические интоксикации (алкоголь, свинец, мышьяк), аутоинтоксикации (при запорах, нарушениях обмена веществ), авитаминозы (особенно группы В) и травмы головного и спинного мозга.

Лечебное действие физических упражнений проявляется прежде всего в их общеукрепляющем влиянии на организм. Физические упражнения способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах, смелости, помогают бороться с неустойчивостью нервно-психической сферы и эмоциональных проявлений. Наиболее целесообразны здесь групповые занятия.

Методика лечебной физической культуры выбирается с учетом состояния больного (что является преобладающим - возбуждение или торможение), его возраста и состояния внутренних органов.

Для налаживания контакта с такого рода больными первые занятия целесообразно проводить индивидуально. Используют простые и общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе. Постепенно вводят упражнения на внимание, быстроту и точность реакции и упражнения в равновесии.

При занятиях с больными неврастенией и истерией тон инструктора должен быть спокойным, больше используется метод рассказа. На фоне общеукрепляющих упражнений даются задания на внимание. При лечении истерических параличей следует применять отвлекающие задания в измененных условиях (в другом исходном положении), например при «параличе» руки - упражнения с мячом или несколькими мячами. Когда включается в работу «парализованная» рука, надо обязательно фиксировать на этом внимание больного.

При занятиях с больными психастенией эмоциональный уровень занятий должен быть высоким, тон инструктора бодрым, музыка мажорной, простые упражнения должны выполняться живо, с постепенным ускорением. Занятия следует проводить методом показа. Желательно использовать игры и элементы соревнований.

От инструктора, занимающегося с больными неврозами, требуется тонкий педагогический подход, большая чуткость.

В условиях стационара применяются лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика и ходьба в комплексе с лекарственной терапией и физиотерапией. В санаторно-курортных условиях широко используются все формы лечебной физической культуры и естественные факторы природы.

Это ознакомительно-информационная статья о том, какую роль играет , принципах, методах и средствах ЛФК. Поговорим о факторах, имеющих значение для осуществления реабилитации неврологических больных: что усложняет и что облегчает процесс восстановления нервной системы.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы невозможно без лечебной гимнастики. имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.

Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.

В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений . Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.

Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.

Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.

1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.

2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.

3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.

4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.

5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).

Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.

Применяются

  1. изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
  2. упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
  3. упражнения с ускорением и замедлением;
  4. упражнения на координацию;
  5. упражнение на равновесие;
  6. рефлекторные упражнения;
  7. идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.

Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.

Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.

ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:

ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.

Предлагаю посмотреть видео о нервной системе человека для того, чтобы иметь представление о её строении и функциях.

Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.

  1. Состояние психической деятельности неврологического больного.
  2. Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
  3. Наличие лишнего веса.
  4. Глубина поражения нервной системы.
  5. Сопутствующие заболевания.

Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.

В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,

1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);

2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);

3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. 🙂

Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.

В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.

В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.

*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.

Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).

Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.

Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).

На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.

Посмотрите обучающее видео по уходу за неврологическим больным, чтобы понять принципы техники и правильно ею пользоваться, чтобы не навредить своему здоровью. Смотреть надо внимательно, тренироваться лучше на здоровом человеке, который будет имитировать парализованного больного.

"Пересаживание пациента".

"Уход за больными: поворот на бок на длительное время". Если кровать будет чуть пошире, то не придется каждый раз подтягивать пациента в центр кровати, достаточно будет просто перекатить его с боку на бок и подложить подушки для физиологичного положения конечностей и для профилактики растяжения связок суставов. Положение больного желательно менять каждые 2 часа во избежание пролежней. Из этого видео хорошо запомните, что надолго оставлять на парализованной стороне нельзя.

"Уход за больными: подтягивание пациента". Подтягивание пациента - одна из сложных манипуляций: нужно и свою спину сберечь, и подтянуть больного так, чтобы не сместилось постельное белье и рубашка больного; под телом больного не должно быть складок. Запомните, что нельзя тянуть за руку, чтобы избежать вывиха суставов и растяжения связочного аппарата.

Лечение нервной системы легким не бывает, нужно настроиться на кропотливый тяжелый труд и создать условия для максимального облегчения ухода за больным. ЛФК при заболеваниях нервной системы частично относится к общему уходу за больным. При каждом неврологическом заболевании есть свои особенности, которые мы будем рассматривать в других статьях. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы в сочетании с массажем, ДЭНС-терапией, Су-джок-терапией и другими методами лечения с обязательным выполнением назначений невролога , несомненно, даст положительный результат. Иногда удается добиться максимального восстановления движений и даже трудоспособности.


Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы невозможно без лечебной гимнастики. ЛФК при заболеваниях нервной системы имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.

Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.

В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений. Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.

Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.

Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.

1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.

2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.

3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.

4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).

Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.

Применяются

Изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
- упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
- упражнения с ускорением и замедлением;
- упражнения на координацию;
- упражнение на равновесие;
- рефлекторные упражнения;
- идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю - - - - наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.

Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.

Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.

ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:

ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.


Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.
Чтобы рассчитать свои силы по уходу за неврологическим больным, рассмотрим некоторые существенные факторы, так как процесс ухода сложен, и в одиночку справляться не всегда возможно.

Состояние психической деятельности неврологического больного.
Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
Наличие лишнего веса.
Глубина поражения нервной системы.
Сопутствующие заболевания.

Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.

В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,

1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);

2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);

3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. :)

Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.

В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.

В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.

*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.

Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).

Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.

Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).

На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.

Основное значение в функциональной терапии травм и нарушений периферической нервной системы имеет ход нервных волокон, составляющих пирамидный двигательный путь. Именно от него импуль- сация по нервным волокнам направляется в двигательные клетки передних рогов спинного мозга, откуда через волокна периферического нейрона, образующие корешки двигательных, направляется в мышцы. Поэтому любые патологические влияния на любой из участков этого пути вызывают расстройства двигательного аппарата, выражающиеся в параличах, парезах, а также проявляющихся снижении силы соответствующих мышц. К таким влияниям можно отнести травмы, кровоизлияния, интоксикации, инфекции, сдавливание корешков нервов костными разрастаниями и т.п. Характерной чертой расстройств движения при поражениях периферического нейрона являются вялые параличи и парезы с понижением или полным отсутствием сухожильных рефлексов, нередко и с нарушением кожной чувствительности. При травматических невритах кроме местного поражения нервного ствола отмечаются также нарушения в корешках нервов, в элементах спинного мозга, функциональные нарушения в соматических и вегетативных центрах головного мозга.

При невритах поражение локализуется в периферических нервных стволах обычно смешанных нервов, вследствие чего основными симптомами при них являются параличи или парезы периферического типа, соответствующие мышечной иннервации данного нерва. Параличи вялые, чаще всего сопровождающиеся мышечными атрофиями с понижением или исчезновением сухожильных рефлексов, с понижением мышечного тонуса. Вместе с нарушением мышечной функции могут наблюдаться расстройства кожной чувствительности, появляются боли при давлении на пораженные стволы и мышцы при их растяжении.

Невриты бывают разного происхождения. Наиболее часто встречаются травматические невриты. Они возникают при ушибах областей тела, через которые проходят нервные стволы, при переломах костей, по соседству с которыми расположены двигательные нервные волокна.

При невритах чаще всего приходится применять комплексное лечение, неотъемлемой частью которого являются ЛФК и массаж. Формы применения упражнений и соотношение их в лечебном комплексе определяются причинами болезни, ее стадией, формой и особенностями течения, а также индивидуальными особенностями больного.

В задачи ЛФК при поражении периферического двигательного нейрона входят:

  • 1) восстановление функций нервных элементов поврежденного нейрона;
  • 2) нормализация активности мышц, иннервируемых поврежденным нейроном;
  • 3) общеукрепляющее воздействие.

Афферентные стимулы, возникающие в момент выполнения пассивного или активного движения, служат факторами, проторяющими нервные пути, поддерживающими принадлежащую им функцию, координирующими сочетанное функционирование всех пришедших в расстройство нервных элементов. Кроме того, эти импульсы стимулируют регенерацию нарушенных болезнью или травмой нервных проводников. Дело в том, что из-за дегенерации аксона и распада миелина нарушена проводимость нервных путей. Выполнение же физических упражнений способствует усилению обменных (и ионных) процессов в волокне, благодаря чему повышается его проводимость. Такие влияния особенно эффективны в первые периоды заболевания или травмы. В тех случаях, когда прошел уже значительный период времени, и на месте поражения начинает образовываться соединительная рубцовая ткань, и регенерация элементов нейрона становится затруднительной, хотя физические упражнения все-таки способствуют частичному рассасыванию этой ткани и возрастанию ее эластичности.

Применение ЛФК при травматических невритах делится на два периода. На ранних стадиях раневого процесса она применяются с целью стимуляции заживления раны, улучшения циркуляции в иннервируемых участках тканей, предупреждения осложнений, развития грубого рубца в месте ранения. К числу профилактических мер против осложнений, сказывающихся на функциональном состоянии нерва и иннервируемых им мышц и других тканей, можно отнести легкий массаж частей конечности после предварительного ее прогревания, создающего умеренную гиперемию окружающих рану тканей. Это обеспечивает улучшение циркуляции в поврежденной конечности, уменьшению отечности и поддержание питания тканей, уменьшение раздражения нервных проводников. Там, где состояние раны и болевые нарушения не препятствуют движению, можно начинать с первых же дней после ранения или операции лечебную гимнастику: пассивные, а где возможно, и активные упражнения, идеомоторные усилия и посылку импульсов. При иммобилизации пораженной конечности физические упражнения необходимо проводить для здоровой конечности в расчете на рефлекторное их влияние на процессы кровообращения и нервной возбудимости в больной конечности.

Для восстановления функциональной способности травмированного нерва, стимуляции роста нервного волокна, для приведения в нормальное функциональное состояние центральных нервных образований, связанных с пораженным нервом, исключительное значение приобретает обеспечение достаточного количества афферентных импульсов, идущих по пораженному нерву с периферии органа.

В тех случаях, когда превалируют явления паралича, а боли не имеют места, или с того момента, когда они уже не препятствуют движениям, необходимо начинать активную и пассивную гимнастику, обращая внимание на те упражнения, которые соответствуют функции пораженных групп мышц. Возникающие в ряде случаев после выполнения гимнастических упражнений признаки утомления или усиления болей чаще всего исчезают под влиянием последующей, даже короткой тепловой процедуры.

В лечении рефлекторных контрактур в первую очередь решается вопрос об удалении периферического очага раздражения, что осуществляется обычно хирургическим и консервативным способами. Физические упражнения, применяемые в этом случае, активно содействуют понижению возбудимости центральных рефлекторных приборов и понижению тонуса мышц, находящихся в состоянии спазма. В зависимости от сроков развития спазма лечение движением комбинируется с различными ортопедическими мероприятиями (фиксирующие повязки, корригирующие операции, теплолечение, массаж и др.), особенности которых следует учитывать в построении ЛФК.

Эффективность ЛФК при невритах определяется не только правильностью подбора и выполнения физических упражнений, но и режимом их выполнения. Он должен в полной мере соответствовать отношениям между длительностью и интенсивностью упражнений, требует достижения утомления при выполнении каждого комплекса и постепенного увеличения нагрузки. Поэтому в первом периоде при длительности комплекса в 10-15 мин он должен повторяться не менее 6-8 раз в течение дня. В перерывах между комплексами ЛФК проводится массаж (самомассаж) тканей в области иннервации поврежденного нейрона в течение 10-12 мин.

Второй период функциональной терапии травматического неврита соответствует этапу после заживления раны. Он характеризуется наличием поздних остаточных клинических явлений, развитием рубцовой ткани на месте раны, нарушениями здесь кровообращения и трофики, явлениями паралича, контрактур и болевого симптомо- комплекса. В результате рационально построенной и продолжительно применяемой ЛФК все эти явления устраняются (или хотя бы облегчаются) благодаря нормализации питания тканей, иннервируемых пораженным нервом, восстановлению кровообращение в них с активным удалением остаточных воспалительных продуктов из самих пораженных нервов и окружающих тканей. Благоприятным обстоятельством при этом является то, что физические упражнения способствуют укреплению паретичных мышц, суставных сумок и связочного аппарата, сохраняют подвижность суставов и их функциональную готовность к моменту восстановления нервного аппарата.

Во втором периоде продолжительность выполнения комплекса ЛФК постепенно возрастает до 30-40 мин, а повторность его выполнения - 2-3 в течение дня. Продолжительность массажа (самомассажа) может достигать 20-30 мин.

В качестве примера применения ЛФК при невритах рассмотрим относительно часто встречающиеся невриты лицевого и седалищного нервов.

Неврит лицевого нерва проявляется главным образом параличом мимической мускулатуры пораженной стороны лица: не закрывается или не полностью закрывается глаз, нарушено мигание век, рот перетянут в здоровую сторону, носогубная складка сглажена, движение губ в стороне неврита отсутствует, угол рта опущен, наморщивание лба невозможно, насупить брови больной не может. В зависимости от тяжести неврита он продолжается от двух недель до многих месяцев и не всегда оканчивается полным выздоровлением.

Причиной неврита являются различные поражения нерва при его прохождении через канал пирамидной части височной кости, воспалительные процессы в среднем ухе, интоксикации, инфекции, послеоперационные и операционные осложнения. Течение неврита лицевого нерва сопровождается таким осложнением, как контрактура лицевых мышц пораженной стороны, когда угол рта перетягивается уже на больную сторону, носогубная складка становится глубже, глазная щель суживается, оставаясь полузакрытой, асимметрия лица становится более выраженной. Как контрактура, так и содружественные движения мешают производить мимические движения, усугубляют тяжесть паралича.

Лечебный комплекс при неврите лицевого нерва носит комбинированный характер и включает медикаментозную терапию, ЛФК с массажем и физиотерапию.

Лечебная физкультура. В начале заболевания особое значение имеет обеспечение адекватной афферентной импульсации с периферии, благодаря которой поддерживается проводимость нервных волокон и стимулируется сохранение двигательных навыков лицевой мускулатуры. Для этого рекомендуется применять пассивные упражнения и специальный массаж всего лица и шеи с применением легкого поглаживания, легкого растирания и, наконец, вибрации по ходу веток нерва кончиками пальцев. В комплекс физических упражнений входят специальные упражнения в наморщивании лба путем поднимания бровей, их сдвигание (насупить), мигание веками, оскаливание зубов и складывание губ для свиста, надувание больной щеки и пр.

Режим ЛФК требует многократного в течение дня применения физических упражнений, в частности, самостоятельно выполняемых больным. Однако при этом возникает опасность, что самостоятельные занятия мимической гимнастикой перед зеркалом не всегда выполняются правильно (например, при упражнении в закрывании глаз при наличии паралича нижнего века больной старается его закрыть за счет подпирания века подтягиванием угла рта). При этом в результате многократных упражнений организуется устойчивая извращенная условнорефлекторная связь для выполнения содружественного движения. Поэтому исключительно важно обучить больного самостоятельному правильному выполнению корригирующих упражнений.

При появлении самостоятельных мимических движений (или хотя бы проявления минимальной сократительной активности) в какой-либо мимической мышце основной акцент следует перенести с пассивных упражнений на многократно повторяющиеся активные усилия со стороны именно этой мышцы.

Причины неврита седалищного нерва могут быть самые разнообразные - инфекции, нарушение обмена (подагра, диабет), травмы, охлаждение, заболевание позвоночника и др.

При поражениях седалищного нерва возникают нарушения чувствительности, появляются парезы и параличи мышц. При высокой локализации повреждения ствола нерва страдает функция поворачивания бедра кнаружи, а также сгибание голени к бедру, сильно затрудняется ходьба. При полном поражении всего поперечника нерва прибавляется потеря движения стопы и пальцев.

Уже в период постельного содержания больного необходимо проявить позаботиться о предохранении отвисания стопы. Помимо пассивной коррекции (в частности, с помощью лонгетки, удерживающей стопу в среднем физиологическом положении) и придания при лежании на боку полусогнутого положения в коленном и голеностопном суставах применяются пассивные упражнения. С появлением активных движений применяются специальные упражнения в сгибании голени к бедру, поворачивании его кнаружи, в разгибании стопы и пальцев, отведении ее в сторону и внутрь, разгибании большого пальца.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает при использовании перед упражнениями разогревающего массажа и ряда физиотерапевтических воздействий, преимущественно теплового характера. Кроме повышения эластичности мягких тканей и суставно-связочного аппарата, позволяющих проводить движения с большей амплитудой, эта мера уменьшает болезненность. В этих же целях тепловое воздействие может использоваться и после выполнения гимнастических упражнений.

Учитывая указанные обстоятельства, в подборе средств и методики ЛФК при поражениях большеберцового нерва следует исходить из необходимости повышения тонуса мышц, находящихся в состоянии его потери, и снижения тонуса спазмированных мышц.

Как и при других видах поражений периферической нервной системы, в ЛФК необходимо придерживаться плотного повторного и многократного режима использования упражнений. При этом следует внимательно следить за состоянием тонуса и активности пораженных мышц, и при первых же признаках улучшения в их состоянии переносить все большую часть нагрузки именно на них, все в большей степени отдавая предпочтение активным упражнениям по сравнению с пассивными.

Физические силовые упражнения повышают функциональную перестройку всех ключевых элементов нервной системы , оказывая стимулирующее воздействие, как на эфферентные, так и на афферентные системы. Базовой основой механизма воздействия силовых физических упражнений является процесс упражнения, поэтому динамическая перестройка нервной системы затрагивает и клетки коры головного мозга , и периферические нервные волокна. При выполнении физических упражнений повышаются всевозможные рефлекторные связи (кортико-мышечные, кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что содействует более согласованному и гармоничному функционированию основных функциональных систем организма.

Активное привлечение пациента в процесс осознанного и четко дозированного упражнения является мощным стимулятором формирования субординационных влияний. Пластичность ЦНС позволяет путем систематических комплексов занятий ЛФК выработать динамический стереотип, определяющий точность, координацию и внушительную экономизацию реакций.

Занятия ЛФК при заболеваниях нервной системы оказывает нормализующее влияние на нарушения баланса торможения и возбуждения. Важную роль в нейрогуморальной регуляции при силовых упражнениях несет вегетативная нервная система, которая иннервирует ткани мышечных волокон, регулирует в них процесс обмена веществ, приспосабливает ее к функциональной деятельности. Стимулируется также функция ССС, дыхательной и прочих систем организма, что улучшает питание работающих мышц, ликвидирует застойные явления, ускоряет рассасывание очагов воспаления. Положительные эмоции при выполнении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных связей. Они способствуют мобилизации разнообразных физиологических механизмов и отвлекают пациента от болезненных переживаний.

Инсульт.

В реабилитации больных, перенесших инсульт, выделяют 3 этапа: ранний (3 месяца), поздний (до 1 года) и этап компенсации остаточных нарушений двигательной функции. Лечебная физкультура при инсультах направлена на снижение патологического тонуса, уменьшение степени пареза (увеличение мышечной силы), устранение синкинезий, воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков. Лечебную гимнастику и массаж назначают при стабилизации состояния больного (отсутствие нарастания симптоматики нарушения сердечной деятельности и дыхания). Лечение положением начинают с первого дня болезни, пассивно поворачивая больного через каждые 1,5-2 ч днем и 2,5-3 ч ночью со здорового бока на спину и на пораженную сторону. При постановки пациента в горизонтальную позицию (лежа) следует следить, чтобы кисть пораженной руки всегда была в среднефизиологической фазе, и при этом нога ни во что не упиралась. Верхнюю конечность отводят на 90", разгибают во всех суставах и ротируют кнаружи. При увеличении тонуса мышц кистевых сгибателей на кисть с разогнутыми и разведенными пальцами требуется наложить лонгету. Воздействие давлением поверхности кисти и подошвы приводит к повышению тонуса мышц и формированию порочных установок. Допускается чуть приподнятое положение больного (не более 30°) изголовье (при легком и средней тяжести ишемическом инсульте) на 15-30 мин 3 раза в день уже в 1-ые сутки заболевания.

Необходимо стараться к максимально ранней активизации больного - переведению его в сидячее положение. Больной может быть усажен на койке со спущенными ногами на 3-5-е сутки от начала лечения. Перевод в положение сидя производится пассивно, больному обеспечивается достаточная опора. Длительность нахождения в сидячем положении - от 15 мин до 30-60 мин и более при хорошей переносимости. Вопрос о периоде расширения двигательного режима при геморрагическом инсульте решается индивидуально.

Двигательная реабилитация при инсультах включает ряд последовательных этапов. Предпочтение отдается упражнениям функционального характера.

  • Восстановление некоторых компонентов двигательного акта - приемы активного расслабления мышц, обучение дозированным и дифференцированным напряжениям мышечных групп, дифференцировка амплитуды движений, обучение минимальному и изолированному мышечному напряжению, тренировка и овладение оптимальной скоростью движений, увеличение мускулатурной силы.
  • Повышение проприоцепции - преодоление дозированного сопротивления совершаемому движению, использование рефлекторных механизмов движения (рефлекторные упражнения).
  • Восстановление простых содружественных движений - тренировка различных вариантов межсуставного взаимодействия с визуальным и кинематическим контролированием.
  • Возрождение двигательных навыков - восстановление отдельных звеньев двигательного акта (навыка), обучение переходам (связям) от одного двигательного элемента к другому, возрождение двигательного акта целиком, автоматизация восстановленного двигательного акта.

Восстановление нарушенных двигательных функций при центральных парезах происходит в определенной последовательности: вначале восстанавливаются рефлекторные движения и мышечный тонус, а затем появляются содружественные и произвольные движения, которые восстанавливаются от проксимальных отделов к дистальным (от центра к периферии); восстановление двигательной функции сгибателей опережает восстановление движений в разгибателях; движения руки появляются позже, чем ноги, особенно медленно восстанавливаются специализированные движения кисти (тонкая моторика). В процессе занятий ЛГ с больным поэтапно отрабатывают навыки двигательной активности в положении лежа (подъем головы, таза и корпуса, движения в конечностях, повороты) и самостоятельный переход в положение сидя. При соблюдении статического и динамического баланса (равновесия) сидя, пациент обучается переходу в позицию стоя (в среднем на 7-е сутки при неосложненном ишемическом инсульте). Обучение самостоятельной ходьбе требует от больного способности самостоятельно вставать и садиться, поддерживать позу стоя, переносить вес тела и правильно ставить опорную ногу. Обучение начинают с ходьбы с поддержкой, однако длительное использование вспомогательных средств при ходьбе тормозит защитные реакции и развивает у больного страх перед падением. Тренировка ходьбы включает отработку направления движения (вперед, назад, в стороны и т. д.), длину шага, ритм и скорость ходьбы, а также ходьбу по лестнице. Активные и пассивные движения не должны вызывать повышения мышечного тонуса и болевых ощущений.

Занятия ЛГ с больными инсультом проводят индивидуально в связи со значительной вариабельностью двигательных и сенсорных нарушений. Длительность процедуры ЛГ - 20-25 мин при постельном режиме и 30-40 мин - при свободном. В комплекс ЛФК при инсультах необходимо включать кроме специальных упражнений дыхательную гимнастику (статическую и динамическую), общеукрепляющие упражнения, упражнения с предметами, занятия на тренажерах, малоподвижные и подвижные игры. Как правило, проводят дополнительное малогрупповое или групповое занятие продолжительностью 15-20 мин.

Достигнутые функциональные возможности должны быть применены в действиях по самообслуживанию. Тренируются манипуляции с бытовыми предметами, одеждой, навыки приема пищи, личной гигиены, ведения домашнего хозяйства, поведения в городе. Для развития навыков повседневной активности должны также проводиться отдельные дополнительные тренировки с эрготерапевтом продолжительностью 30-40 мин.

Выбор упражнений и планирование индивидуальных комплексов зависят от тяжести и степени нарушений движений, наличия сопутствующих симптомов (спастика, синкинезии, афазия) и заболеваний, поведения больного, его общего развития и переносимости физических нагрузок.

Массаж проводится дифференцированно: на мышцах, тонус которых повышен, используются только нежные способы поглаживания и потирания, а на растянутых (ослабленных) мышцах допускаются все массажные приемы. Длительность массажа - 20-25 мин, 30-40 сеансов на курс, с перерывами между курсами 2 недели.

Противопоказаниями для активизации больных являются признаки отека мозга, угнетение сознания; темп расширения интенсивности занятий может быть ограничен у больных с сердечно-легочными проблемами (недостаточностью) и мерцательной аритмией.

Травмы и заболевания спинного мозга.

Главная задача ЛФК при поражениях спинного мозга состоит в нормализации двигательной активности пациента или выработке приспособительных возможностей. В комплекс лечебных мероприятий включают упражнения, стимулирующие произвольные движения, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, ослабление повышенного тонуса мышц, обучение навыкам самостоятельного передвижения и самообслуживания. При травмах и заболеваниях спинного мозга характер двигательных нарушений зависит от локализации поражения. Спастические парезы и параличи сопровождаются повышенным мышечным тонусом и гиперрефлексией. Для вялых парезов и параличей характерны гипотония и атрофия мышц, гипо- или арефлексия. В связи с этим при различных формах нарушения движений комплексы физических упражнений существенно различаются. Основная задача ЛГ при вялых параличах - укрепление мышц, а при спастических - отработка навыков управления ими.

Занятия ЛФК начинают со 2-3-го дня спустя поступления в стационар, до этого проводят только лечение положением. Стартовое положение пациента - лежа на спине. ЛГ прово

дят 2-3 раза в день от 6-8 мин до 15-20 мин. Формы и средства ЛФК подбираются с учетом двигательных режимов и в зависимости от задач лечения, используются как укрепляющие, так и специальные методики ЛГ.

  • Выработка произвольных движений в сегментах, увеличение силы мышц - активные движения для пораженных конечностей с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости, в воде, после сопротивления антагонистов), упражнения с преодолением сопротивления, изометрические упражнения с малой экспозицией, рефлекторные упражнения с использованием естественных синкинезий, специальные методики ЛГ (метод проприоцептивного облегчения, метод нейромоторйого переобучения и др.). При невозможности произвести активные движения используют идеомоторные упражнения и изометрические упражнения для здоровых конечностей.
  • Предупреждение и лечение мышечных атрофий, контрактур, деформаций - обучение приемам активного расслабления мышц, пассивные движения в суставах с вовлечением паретичной мускулатуры, противосодружественные и идеомоторные тренинги, коррекция положением паретичных конечностей, ортопедическая профилактика.
  • Воссоздание и компенсация координации движений – комплексная вестибулярная гимнастика, серия упражнений на точность и меткость движений, тренинг и обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скорости и амплитуде движений, упражнения на сохранение равновесие в разнообразных исходных положениях, сочетание изолированных движений в нескольких суставах.
  • Восстановление и компенсация навыков передвижения - выработка опороспособности нижних конечностей, специальные упражнения на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление рессорной функции стоп; упражнения, восстанавливающие направленность движений в пространстве; поэтапное восстановление кинематики ходьбы, динамическая координаторная гимнастика; упражнения в разнообразных исходных положениях (лежа, с колен, на четвереньках, стоя), обучение самостоятельной ходьбе с опорой и без нее.
  • Улучшение деятельности дыхательной и ССС - статические дыхательные тренинги с дозированным сопротивлением, динамические дыхательные упражнения, пассивные упражнения для конечностей, вращения и повороты туловища (пассивно и активно), упражнения ориентированные для сохранных мышечных групп.
  • Выработка навыков самообслуживания - восстановление навыков личной гигиены, питания, одевания, перемещения и ведения домашнего хозяйства, рукописного и машинописного письма, занятия в кабинетах эго- терапии, тренировка навыков поведения в городе.
  • Обучение трудовым навыкам - занятия в кабинетах трудотерапии и мастерских.
  • Все перечисленные методы ЛФК тесно взаимосвязаны между собой и используются в разных сочетаниях в зависимости от индивидуального плана лечения пациента.

При спастических параличах противопоказаны движения, ведущие к сближению точек прикрепления спастических мышц или связанные с силовым напряжением, а также приемы массажа, повышающие тонус мускулатуры. При вялых параличах не стоит использовать упражнения, связанные с растяжением паретичных мышц.

Поражения периферической нервной системы.

Задачами ЛФК при поражении периферической нервной системы принято считать: улучшение кровообращения и трофических процессов в пораженной конечности, укрепление паретичных мышечных групп и связочного аппарата, предупреждение развития контрактур и тугоподвижности суставов, содействие регенерации поврежденного нерва, развитие и совершенствование заместительных движений и координации движений, общеукрепляющее действие на организм больного.

Методика применения ЛФК определяется объемом двигательных расстройств (парез, паралич), их локализацией степенью и стадией заболевания. Используют лечение положением, массаж, ЛГ. Лечение положением показано для предупреждения перерастяжения уже ослабленных мышц при помощи шин, укладок, корригирующих позиций за исключением времени занятий гимнастикой. В ЛГ используются активные движения в суставах здоровой конечности, пассивные и идеомоторные движения пораженной конечности (при параличах), содружественные активные упражнения, активные упражнения для ослабленных мышц. Тренировка мышц проводится в облегченных условиях их функционирования (опора на гладкую поверхность, использование блоков, лямок), а также в теплой воде. Во время занятий необходимо следить за возникновением произвольных движений, подбирая оптимальные начальные положения, и стараться поддерживать развитие активных движений. При удовлетворительной функции мышц применяются активные упражнения с дополнительной нагрузкой (сопротивление движению, отягощение конечности), направленные на восстановление силы мышц, упражнения с гимнастическими предметами и снарядами, спортивно-прикладные упражнения, механотерапию. ЛГ проводится по 10-20 мин дробными нагрузками в течение дня в связи с быстрым истощением поврежденного нервно-мышечного аппарата. Профилактика и лечение контрактур включает выполнение физических упражнений, способствующих повышению объема двигательной активности в суставах и уравновешиванию тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.

Читайте также: