Неспецифическая и специфическая профилактик заболеваний органов дыхания. Правила для сохранения здоровья органов дыхания детей и взрослых

С точки зрения медицины при недостаточном снабжении тканей кислородом возникает гипоксия. Краткое изложение разных причин гипоксии может служить и сокращенным обзором всех дыхательных процессов. Ниже в каждом пункте указаны нарушения одного или более процессов.

Систематизация их позволяет рассматривать все эти явления одновременно.

I. недостаточный транспорт О2 кровью (аноксемическая гипоксия)

А. Сниженное РO2:

  • 1) недостаток О2 во вдыхаемом воздухе;
  • 2) снижение легочной вентиляции;
  • 3) снижение газообмена между альвеолами и кровью;
  • 4) смешивание крови большого и малого круга,

Б. Нормальное РO2:

  • 1) снижение содержания гемоглобина (анемия);
  • 2) нарушение способности гемоглобина присоединять O2

II. Недостаточный транспорт крови (гипокинетическая гипоксия).

А. Недостаточное кровоснабжение:

Б. Нарушение оттока крови;

1) закупорка определенных вен;

В. Недостаточное снабжение кровью при возросшей потребности.

III. Неспособность ткани использовать поступающий О2

(гистотоксическая гипоксия).

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания обычно включает в себе и ряд общих мероприятий, проводимых при многих заболеваниях других органов и систем организма.

Так, при крупозной пневмонии необходимо строго придерживаться всех правил и требований ухода за лихорадящими больными (регулярное измерение температуры тела и ведение температурного листа, наблюдение за состоянием сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного белья и т.д.)

При длительном пребывании больного и в постели уделяют особое внимание тщательному уходу за кожными покровами и профилактике пролежней. Вместе с тем уход за больными с заболеваниями органов дыхания предполагает и выполнение целого ряда дополнительных мероприятий, связанных с наличием кашля, кровохарканье, одышки и других симптомов.

Кашель представляет собой сложнорефлекторный акт, в котором участвует ряд механизмов (повышение внутригрудного давления за счет напряжения дыхательной мускулатуры, изменения просвета голосовой щели т.д.) и который при заболеваниях органов дыхания обусловлен обычно раздражением рецепторов дыхательных путей и плевры. Кашель встречается при различных заболеваниях дыхательной системы - ларингитах, трахеитах, острых и хронических бронхитах, пневмониях и др. Он может быть связан также с застоем крови в малом кругу кровообращения (при пороках сердца), а иногда имеет центральное происхождение.

Кашель бывает сухим или влажным и выполняет часто защитную роль, способствуя удалению ссодержимого из бронхов (например, мокроты). Однако сухой, особенной мучительный кашель, утомляет больных и требует применения отхаркивающих (препараты термопсиса, и пекакуаны) и противокашлевых средств (либексин, глауцин и др.). В таких случаях больным целесообразно рекомендовать теплое щелочное тепло (горячее молоко с боржомом или с добавлением? чайной ложки соды), банки, горчичники).

Нередко кашель сопровождается выделением мокроты: слизистой, бесцветной, вязкой (например, при бронхиальной астме), слизисто-гнойной (при бронхопневмонии), гнойной (при прорыве абсцесса легкого в просвет бронха).

Очень важно добиться свободного отхождения мокроты, поскольку ее задержка (например, при бронхоэктатичской болезни, абсцессе легкого) усиливает интоксикацию организма. Поэтому больному помогают найти положение (так называемое дренажное, на том или ином боку, на спине), при котором мокрота отходит наиболее полно, т.е. осуществляется эффективный дренаж бронхиального дерева. Указанное положение больной должен принимать раз в день в течении 20-30 минут.

Кровохаркание и легочное кровотечение

Кровохарканье представляет собой выделение мокроты с примесью крови, примешанной равномерно (например, «ржавая» мокрота при крупозной пневмонии, мокрота в виде «малинового желе» при раке легкого) или расположенной отдельными прожилками).

Выделения через дыхательных пути значительного количества крови (с кашлевыми толчками, реже - непрерывной струей) носит название легочного кровотечения.

Кровохарканье и легочное кровотечение встречается чаще всего при злокачественных опухолях, гангрене, инфаркте легкого, туберкулезе, бронхоэктатической болезни, травмах и ранениях легкого, а также при митральных пороках сердца.

При наличии легочного кровотечения его иногда приходится дифференцировать с желудочно-кишечным кровотечением, проявляющимися рвотой с примесью крови.

В таких случаях необходимо помнить, что легочное кровотечение характеризуется выделением пенистой, алой крови, имеющей щелочную реакцию и свертывающиеся, тогда как при желудочно-кишеном кровотечении (правда, не всегда) чаще выделяются сгустки темной крови, по типу «кофейной гущи» смешанные с кусочками пищи, с кислой реакцией.

Кровохарканье и особенно легочное кровотечение являются весьма серьезными симптомами, требующими срочного установления их причины - проведения рентгенологического исследования органов грудной клетки, с томографией, бронхоскопией, бронхографией, иногда - ангиографии.

Кровохарканье и легочное кровотечение, как правило не сопровождаются явлениями шока или коллапса. Угроза для жизни в таких случаях обычно бывает связанна с нарушением вентиляционной функции легких, в результате попадания крови в дыхательные пути. Больным назначают полный покой. Им следует придать полусидячее положение с наклоном в сторону пораженного легкого во избежание попадание крови в здоровое легкое. На эту же половину грудной клетки кладут пузырь со льдом. При интенсивном кашле, способствующим усилению кровотечения применяют противокашлевые средства.

Для остановки кровотечения внутримышечно вводят викасол, внутривенно

Хлористый кальций, эпсилон аминокапроновую кислоту. Иногда при срочной бронхоскопии удается тампонировать кровоточащий сосуд специальной кровоостанавливающей губкой. В ряде случаев встает вопрос о срочном хирургическом вмешательстве.

Одним из наиболее частых заболеваний дыхательной системы является одышка, характеризующаяся изменением частоты, глубины и ритма дыхания.

Одышка может сопровождаться как резким учащением дыхания, так и его урежением, вплоть до его остановки. В зависимости от того, какая фаза дыхания оказывает затрудненной, различают инспираторную одышку (проявляется затруднением вдоха, например, при сужение трахеи и крупных бронхов), экспираторную одышку (характеризуются затруднением выдоха, в частности, при спазме мелких бронхов и скопление в их просвете вязкого секрета) и смешанную.

Одышка встречается при многих острых и хронических заболеваниях дыхательной системы. Причина ее возникновения в большинстве случаев возникает с изменением газового состава крови - повышением содержания углекислого газа и снижением содержания кислорода, сопровождающимся сдвигом pH крови в кислую сторону, последующим раздражением центральных и периферических хеморецепторов, возбуждение дыхательного центра и изменения частоты и глубины дыхания.

Одышка является ведущим проявлением дыхательной недостаточности - состояние, при котором система внешнего дыхания человека не может обеспечить нормальный газовый состав крови или когда этот состав поддерживается лишь благодаря чрезмерному напряжения всей системы внешнего дыхания. Дыхательная недостаточность может возникать остро (например, при закрытие дыхательных путей инородным телом) или протекать хронически, постепенно нарастая в течение длительного времени (например, при эмфиземе легких).

Внезапно возникающий приступ сильной одышки носит название удушья (астмы). Удушье, которое является следствием острого нарушения бронхиальной проходимости - спазма бронхов, отека их слизистой оболочки, накопления в просвете вязкой мокроты, называется приступом бронхиальной астмы. В тех случаях, когда обращение вследствие слабости левого желудочка принято говорить о сердечной астме, иногда переходящей в отек легких.

Уход за больными, страдающими одышкой, предусматривает постоянный контроль за частотой, ритмом и глубиной дыхания. Определения частоты дыхания (по движению грудной клетки или брюшной стенки) проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определенные частоты пульса). У здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 20 в 1 минуту, уменьшаясь во время сна и увеличиваясь при физической нагрузке. При различных заболеваниях бронхов и легких частота дыхания может достигать 30-40 и более в 1 минуту. Полученные результаты подсчета частоты дыхания ежедневно вносят в температурный лист. Соответствующие точки соединяют синим карандашом, образую графическую кривую частоты дыхания. При появление одышки больному придают возвышенное (полусидячее) положение освобождая его от стесняющей одежды, обеспечивают приток свежего воздуха за счет регулярного проветривания. При выраженной степени дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию.

Под оксигенотерапией понимают применение кислорода в лечебных целях.

При заболеваниях органов дыхания кислородную терапия применяют в случаю острой и хронической дыхательной недостаточности сопровождающейся цианозом (синюшность кожных покровов), учащением сердечных сокращений (тахикардия), снижением парциального давления кислорода в тканях, мене 70 мм рт. ст.

Выдыхание чистого кислорода может оказать токсического действие на организм человека проявляющееся в возникновение сухости во рту, чувство жжения за грудиной, болей в грудной клетке, судорог и т.д., поэтому для лечения используют обычно газовую смесь содержащую до 80% кислорода (чаще всего 40-60%). Современный устройства, позволяющие подавать больному не чистый кислород, а обогащенную кислородом смесь. Лишь при отравление окисью углерода (угарным газом) допускается применение карбогено содержащего 95% кислорода и 5% углекислого газа. В некоторых случаях при лечение дыхательной недостаточности используют ингаляции гелио-кислородные смеси состоящие из 60-70 гелей и 30-40% кислорода.

При отеке легких, которые сопровождается пенистой жидкости из дыхательных путей, применяют смесь, содержащую 50% кислорода и 50% этилового спирта, в которой спирт играет роль пеногасителя.

Оксигенотерапия может осуществляться как при естественном дыхание так и при использование аппаратов искусственной вентиляции легких. В домашних условиях с целью оксигенотерапии применяют кислородные подушки. При этом больной вдыхает кислород через трубку или мундштук подушки, который он плотно обхватывает губами.

С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха, его подача временно прекращается с помощью пережатия трубки пальцами или поворотом специального крана.

В больничных учреждениях оксигенотерапию проводят с использованием баллонов со сжатым кислородом или системы централизованной подачи кислорода в палаты. Наиболее распространенным способом кислородотерапии является его ингаляция через носовые катетеры, которые вводят в носовые ходы на глубину примерно равную расстоянию от крыльев носа до мочки уха, реже используют носовые и ротовые маски, интубационные и трахеостомические трубки, кислородные тенты-палатки.

Ингаляции кислородной смеси проводят непрерывно или сеансами по 30-60 мин. несколько раз в день. При этом необходимо, чтобы подаваемый кислород был обязательно увлажнен. Увлажнение кислорода достигается его пропусканием через сосуд с водой, или применением специальных ингаляторов, образующих в газовой смеси взвесь мелких капель воды.

Профилактика заболеваний дыхательной системы в значительной степени определяется успешными противоэпидемическими мероприятиями в отношении наиболее распространенных инфекционных заболеваний (гриппа, кори, коклюша и др.): проведение прививок, меры по изоляции заболевших и ограничению контактов с ними, защите детских коллективов и пр. Индивидуальные меры профилактики распространения острых респираторных заболеваний предусматривают хорошее проветривание помещения (квартиры), соблюдение правил ухода за находящимся дома больным.

Решительный отказ от вредных привычек (курение, злоупотребление алкогольными напитками) чрезвычайно важно для сохранения здоровой дыхательной системы. Полумеры в этом плане малооправданы. Существенное значение в предупреждении заболевания органов дыхательной системы имеет и гигиена помещения. В плохо проветриваемом помещении в воздухе уменьшается концентрация кислорода и увеличивается содержание углекислоты, а длительное пребывание в сыром прохладном помещении способствует заболеваниям верхних дыхательных путей. Оптимальное состояние воздуха в помещении (температура 18-20°, влажность 60-80%) достигается при многократном проветривании его, обогреве холодного воздуха, увлажнении специальными приспособлениями при избыточной сухости его. Полезен сон при открытой фрамуге либо на свежем воздухе.

Правильный акт дыхания, при котором осуществляется достаточное согревание, увлажнение и очищение воздуха при прохождении через воздухоносные пути, также важная мера предупреждения заболеваний дыхательной системы. Дыхание должно быть спокойным, ровным, ритмичным, достаточной глубины и осуществляется обычно через нос. При наличии препятствий в носовых ходах (например, искривление носовой перегородки, разрастание аденоидов и т.д.) необходимо их своевременно устранить. Во время ходьбы или физических упражнений необходимо не только сохранять ритмичность дыхания, но и правильно сочетать ее с ритмом движения конечностей (вдох на 2-3 шага, выдох на 3-4 шага). Особенно важно сохранить это соотношение при ускорении темпа ходьбы, беге. Потеря ровности и плавности дыхания приводит к нарушению газообмена в легких, появлению утомления, одышки. Известно, что частота, глубина дыхания, последовательность вдоха и выдоха влияют на приток крови к легким (в норме на 6-9 л воздуха, проходящего через легкие в 1 мин., приходится ок. 5 л крови). При нарушении акта дыхания приток крови может уменьшиться, снизиться насыщение ее кислородом. Постановка правильного дыхания достигается и специальными комплексами дыхательной гимнастики. Для выработки дыхания через нос можно рекомендовать следующие упражнения:

  • 1. Ноги на ширине плеч, руки на верхней части живота. На счет 1,2 - вдох; на счет 3, 4, 5, 6 - выдох.
  • 2. Руки переносятся за спину и кисти соединяются. На счет 1 - вдох; на счет 2, 3, 4 - выдох.
  • 3. Руки удерживаются на затылке. На счет 1,2 - вдох; 3, 4, 5, 6 - выдох.
  • 4. Ноги соединяются вместе, руки опущены вниз за спину. На счет 1, 2 - вдох; 3, 4, 5, 6 - выдох. При дыхании через нос рот закрыт.

Борьба с загрязнением атмосферы - один из важных факторов предупреждения болезней легких. Жителям крупных городов следует настоятельно рекомендовать выезды в загородные зеленые зоны по выходным дням с пешими переходами, лыжными прогулками, проведение отпусков в зонах с благоприятным климатом.

Профилактика обострения хронических воспалительных заболеваний бронхов и легких предусматривает систематические занятия дыхательной гимнастикой по схеме, предложенной лечащим врачом, при которых достигается усиление выдоха, развитие брюшного типа дыхания. Важны меры по повышению сопротивляемости организма инфекции. Очаговая инфекция, которая гнездится в придаточных пазухах носа, в миндалинах, требует обязательного обращения к врачу, настойчивого и терпеливого лечения.

Систематическое закаливание организма и тренировка - наиболее действенные мероприятия против неблагоприятных метеорологических факторов, против вредного влияния сырого и холодного помещения.

Закаливание должно быть постепенным и длительным. Особенно важно соблюдать эти принципы при наличии хронических заболеваний органов дыхания (при резких обострениях закаливающие процедуры противопоказаны). Существует большой комплекс разнообразных закаливающих мероприятий: воздушные ванны, обтирания, купания и т.д. При воздействии их происходит перестройка всех систем и органов, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, обеспечивающая устойчивость организма к охлаждающим факторам. Этим же целям служит и физкультура. Любые физические упражнения способствуют укреплению мышечного тонуса, в т. ч. дыхательной мускулатуры, благоприятно влияют на кровообращение, на теплообмен и, главное, усиливают вентиляцию легких. Лечебной гимнастике придается особое значение в профилактике так называемых застойных пневмоний при тяжелых травмах, заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной систем, у больных в послеоперационном периоде. Разумеется, правильный выбор физических упражнений может быть осуществлен только врачом.

В развитии устойчивости организма к инфекции существенную роль играет введение достаточного количества витаминов, особенно С (аскорбиновая кислота). Дефицит витамина С в пищевом рационе, совпадающий с весенними неблагоприятными метеорологическими факторами, требует по рекомендации врача его восполнения.

До недавнего времени лечебному питанию при заболеваниях легких придавали решающее значение. Это было справедливо в отношении туберкулеза легких в период отсутствия эффективных средств лечения его. Больных перекармливали, добиваясь любыми средствами прибавки в весе. Бытовало мнение, что особыми лечебными свойствами обладают барсучий жир, собачье сало, медвежий жир. Перечисленные продукты не обладают ни лечебными, ни вкусовыми преимуществами перед обычными жирами. Перегрузка же жирами вызывает нарушение жирового обмена, создает дополнительную нагрузку при дыхательной и особенно сердечной недостаточности (высокое стояние диафрагм затрудняет подвижность легких, работу сердца). Больным с дыхательной недостаточностью и избыточным весом в целях уменьшения одышки и повышения трудоспособности рекомендуется похудеть, разумеется, не используя для этой цели домашние средства: «прекрасно подействовавшую на соседку» диету, парную баню или бег трусцой. Лечащий врач найдет единственно правильное и строго индивидуальное решение. При этом, бесспорно, будет рекомендовано упорядочение режима питания и разумное увеличение двигательной активности. Больным с хроническими заболеваниями органов дыхания, сопровождающимися нагноительными процессами, ведущими к отравлению организма, наоборот, следует улучшить качество питания, увеличив количество полноценных белков (мясо, рыба, творог, сыр). Диета, богатая белками, выравнивает недостаток их, возникший в результате повышенного распада тканей, и усиливает сопротивляемость организма. Пища должна быть насыщена витаминами A, D, С и комплексом витаминов группы B. Полноценное, но не излишнее питание - залог поддержания системы дыхания в нормальном состоянии.

Особая роль в оздоровлении больных хроническими заболеваниями органов дыхания и восстановлении их трудоспособности принадлежит санитарно-курортному лечению. Наиболее пригодными считаются климатические зоны, отличающиеся чистотой воздуха, насыщенностью его кислородом и мягким климатом. Физически слабых больных направляют на равнинные курорты; больным без нарушения, кровообращения нередко рекомендуют горные курорты. Предпочтение следует отдавать той местности, которая находится в зоне постоянного жительства больного. Не следует шаблонно подходить к выбору курорта. Так, общепризнанный курорт для больных хроническими заболеваниями легких Южный берег Крыма в определенные сезоны при некоторых особенностях организма больного, а также в связи с характером сопутствующих заболеваний может быть противопоказан. Пребывание на курорте показано больным вне стадии обострения болезни, без выраженных явлений дыхательной и сердечной недостаточности. Выбор климатического курорта и сезона необходимо всегда согласовывать с врачом.

В предупреждении и снижении заболеваний дыхательной системы большое значение имеют проводимые органами здравоохранения широкие профилактические осмотры населения, диспансеризация определенных контингентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Дыхательная система состоит из верхних и нижних дыхательных путей. Верхние дыхательные пути включают в себя нос, придаточные пазухи носа (гайморова пазуха, лобная пазуха, решетчатый лабиринт, клиновидная пазуха), частично ротовой полости, глотку. Нижние дыхательные пути включают в себя гортань, трахею, бронхи, легкие (альвеолы). Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом человека и окружающей средой. Функция верхних дыхательных путей состоит в согревании и обеззараживании попадающего в легкие воздуха, а непосредственный газообмен осуществляют легкие.

Инфекции органов дыхания доминируют среди всей инфекционной патологии. Их количество - это 90% из 36 миллионов всех известных в мире инфекционных заболеваний органов и систем организма человека. Возбудителями инфекционных болезней дыхательных путей являются вирусы (грипп, паротит и т.д.) грибки (Candida, аспергиллы, актиномицеты), или бактерии (пневмококки, стрептококки, менингококки, стафилококки, коклюшные, дифтерийные, туберкулезные палочки и др.). Основной механизм передачи инфекций -- воздушно-капельный.

Большая часть инфекционных заболеваний дыхательных путей человека объединена общим названием -- острые респираторные заболевания, возникновение которых обусловлено различными (около 200) возбудителями, относящимися большей частью к вирусам (вирусы гриппа, простого герпеса, аденовирусы, риновирусы и т.д.).

Наиболее типичным и широко известным острым респираторным заболеванием является грипп. Возбудитель -- вирус нескольких типов (А, А1, А2, В, С). Во всех случаях источниками инфекции является больной человек, который при кашле и чихании заражает здоровых людей. К числу инфекций дыхательных органов относятся также натуральная оспа, дифтерия, которые в недалеком прошлом являлись эпидемическими заболеваниями, уносившими тысячи человеческих жизней. В эту же группу болезней входят менингококковая инфекция, туберкулез и др. Натуральная оспа в настоящее время ликвидирована не только в нашей стране, но и на всем земном шаре при самом активном участии советского здравоохранения. Инфекционные заболевания дыхательных путей включают в себя:

Ринит (воспаление слизистой носа); гайморит, синусит (воспаление носовых пазух);

Ангина или тонзиллит (воспаление небных миндалин);

Фарингит (воспаление глотки);

Ларингит (воспаление гортани);

Трахеит (воспаление трахеи);

Бронхит (воспаление слизистой бронхов);

Пневмония (воспаление легочной ткани);

Альвеолит (воспаление альвеол);

Сочетанное поражение отделов дыхательных путей (так называемые ОРВИ и ОРЗ, при которых встречаются ларинготрахеит, трахеобронхит и другие синдромы).

Причины развития инфекций дыхательных путей.

Возбудители инфекций органов дыхания делятся на группы по этиологическому фактору:

1) Бактериальные причины (пневмококки и другие стрептококки, стафилококки, микоплазмы, коклюшная палочка, менингококк, возбудитель дифтерии, микобактерии и другие).

2) Вирусные причины (вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, энтеровирусы, риновирусы, ротавирусы, герпетические вирусы, вирус кори, эпидемического паротита и другие).

3) Грибковые причины (грибы рода Candida, аспергиллы, актиномицеты).

орган дыхание инфекция заболевание закаливание

Инфекции дыхательных путей

Источник инфекции - больной человек или носитель инфекционного агента. Заразный период при инфекциях дыхательных путей чаще всего начинается с момента появления симптомов заболевания.

Механизм заражения аэрогенный, включающий в себя воздушно-капельный путь (заражение при контакте с больным посредством вдыхания частичек аэрозоля при чихании и кашле), воздушно-пылевой (вдыхание пылевых частиц с содержащимися в ней инфекционными возбудителями). При некоторых инфекциях органов дыхания в силу устойчивости возбудителя во внешней среде имеют значения факторы передачи - предметы обихода, на которые попадают выделения больного при кашле и чихании (мебель, платки, полотенца, посуда, игрушки, руки и другие). Данные факторы актуальны в передачи инфекций для дифтерии, скарлатины, эпидемического паротита, ангины, туберкулез.

Механизм заражения инфекцией органов дыхания

Восприимчивость к возбудителям инфекций дыхательных путей всеобщая, инфицироваться могут лица от раннего детского возраста до пожилого, однако особенностью является массовый охват группы детей первых лет жизни. Нет зависимости от пола, болеют все в равной степени.

Помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать простудных заболеваний и связанных с ними осложнений, необходимо задолго задуматься о профилактических мерах. Лечения простудных заболеваний не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания. Можно посоветовать несколько способов, которые помогут вам и вашим детям укрепить организм в целом и сделать его менее подверженным риску инфекционных заболеваний. Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

1. Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;

2. Мойте руки с мылом;

3. Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;

4. Ежедневно проводите влажную уборку;

5. Соблюдайте режим дня:

Ночной и дневной сон по возрасту,

Не переутомляйте вашего малыша,

Ежедневные прогулки,

Сон на свежем воздухе,

Постарайтесь не перегревать малыша,

Одежда должна быть по погоде.

1. Правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С. Большое его количество, содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте пищу, богатую фитохимическими веществами. «Фито» означает «растительный». Естественные химические вещества в растениях насыщают пищу витаминами и ускоряют обмен веществ. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты

2. А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.

А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.

3. Пейте больше жидкости. Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой. Вкусным и полезным является напиток, приготовленный из ягод шиповника. Детям можно давать по половине стакана несколько раз в день. Можно даже заменить у детей в меню этим напитком обычный чай и компот. В шиповнике содержится очень большое количество витамина С, а это, как известно, одно из самых мощных оружий в борьбе против вирусов и бактерий, вызывающих грипп.

4. Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.

5. Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача.

Существуют общие правила для всех видов закаливания.

1. Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.

2. Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболевания.

3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.

4. Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного времени.

5. Недопустимо проведение отрицательных эмоциональных реакций на самого малыша.

6. Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.

7. Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.

8. Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.

9. Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.

В заключении уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье не только детей, но и взрослых. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, на 50% (!) от образа жизни и лишь на 10% - от медицинского обслуживания. Поэтому наше здоровье и здоровье наших детей в наших руках.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие процесса дыхания в медицине. Описание особенностей органов дыхания, краткая характеристика каждого из них, строение и функции. Газообмен в легких, профилактика заболеваний органов дыхания. Особенности строения органов дыхания у детей, роль ЛФК.

    статья , добавлен 05.06.2010

    Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Механизм дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Регуляция дыхания в организме человека. Возрастные особенности и нарушения деятельности органов дыхания. Дефекты органов речи. Профилактика заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Различительные черты внешнего и внутреннего дыхания. Строение и болезни органов дыхания человека. Весенне-осенние вспышки "простудных" заболеваний, связь кашля с воспалением слизистой оболочки гортани, бронхов или трахеи. Лечение хронического бронхита.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Одышка как затруднение дыхания, характеризующееся нарушением ритма и силы дыхательных движений, виды: инспираторная, экспираторная. Знакомство с общими симптомами заболеваний органов дыхания. Рассмотрение правил пользования карманным ингалятором.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Заболевания органов дыхания: аспергиллез, бронхиальная астма, острый бронхит, пневмония. Этиология, патогенез, симптомы, течение и лечение данных заболеваний. Методы физиотерапии при лечении заболеваний органов дыхания и характеристика их эффективности.

    реферат , добавлен 18.09.2010

    Профилактика заболеваний органов дыхания и бронхиальной астмы. Характерные симптомы и особенности протекания бронхиальной астмы как болезни органов дыхания. Основные этапы проведения профилактических мер по предупреждению возникновения бронхиальной астмы.

    реферат , добавлен 21.05.2015

    Симптомы заболеваний органов дыхания. Основы углекислотной теории дыхания К.П. Бутейко. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Исследование значимости применения методов лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания у детей возраста 5-7 лет.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Вопросы диагностики и лечения заболеваний органов дыхания; клинико-патогенетические синдромы. Субъективные и объективные методы исследования больного, применяемые в пульмонологии. Причины и механизмы проявления кашля, мокроты, болей в грудной клетке.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Мероприятия по наблюдению и уходу, направленные на помощь больным с симптомами, характерными для заболеваний органов дыхания. Физиология дыхательной системы, симптомы патологии. Легочная вентиляция. Типы одышки и кашля. Причины легочного кровотечения.

Лекция 2: Профилактика болезней органов дыхания Конец формы

Заболевания органов дыхания традиционно являются одними из наиболее массовых: их доля в общей заболеваемости составляет до 53%, а раньше этот процент был еще выше. Грозная разновидность злокачественных новообразований – рак легких – в подавляющем большинстве случаев (в 90% в развитых странах) связан с курением; его жертвами в прошлом году в нашей стране стали более 3 тысяч людей. Впрочем, общая заболеваемость этой системы органов в нашей стране впечатляет еще больше: до 60% населения в прошлом году страдали от различных болезней органов дыхания. Кроме того, заболевания дыхания коварны: например, пневмония занимает первое место в списке причин смерти от инфекционных заболеваний и шестое – в списке всех причин летальных исходов. Поэтому так важна и своевременная диагностика, и грамотное лечение, и, конечно, профилактика заболеваний дыхательной системы.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Хронический бронхит. Является очень распространенным заболеванием и встречается у 3-8% взрослых людей. Пневмония. В прошлом году пневмонию перенесло 2% населения нашей страны. Бронхиальная астма. В настоящее время от астмы страдает не меньше 1% населения нашей страны, в мире общая заболеваемость варьируется в зависимости от места и условий проживания. Хроническая обструктивная болезнь легких. Хроническое прогрессирующее заболевание легких, основной причиной развития которого является табачный дым. Рак легких. Заболевание, к сожалению, не нуждающееся в представлении: смертность от этой разновидности рака в нашей стране за год составила 2,4%. ФАКТОРЫ РИСКА Факторы риска также можно разделить на две разновидности в соответствии с эффективностью их устранения: неустранимые и устранимые. Неустранимые факторы риска – это данность, то, с чем нужно считаться, то, что вы не можете изменить. Устранимые факторы риска – это, напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни. НЕУСТРАНИМЫЕ Наследственность. Некоторые заболевания дыхательной системы обусловлены наследственным фактором. К таким болезням относится, например, бронхиальная астма. УСТРАНИМЫЕ Курение. Причем как активное, так и пассивное. У курящих людей риск возникновения хронической обструктивной болезни легких превышает 80-90%; все прочие болезни дыхательной системы также провоцируются курением. Воздействие аллергенов. Увеличение перечня и фактического присутствия аллергенов в окружающей среде приводит к тому, что каждые 10 лет заболеваемость бронхиальной астмой увеличивается в полтора раза и больше. Воздействие профессиональных вредностей (пыль, пары кислот, щелочей и др.). Риск заболеваний дыхательной системы при работе на производствах, связанных с работой с веществами, потенциально вредными для дыхания (угольная, асбестовая, горнорудная, машиностроительная промышленность, деревообрабатывающее и текстильное производство), значительно повышен. Загрязнение воздуха. Бытовое загрязнение воздуха (пыль, дым, смог, волокна, чистящие средства, микрочастицы различных материалов) вызывает развитие заболеваний дыхательной системы и способствует более тяжелому их протеканию. Избыточный вес и ожирение. Избыточный вес вызывает одышку, требует усиленной работы не только сердца, но и легких, и, кроме того, является одной из основных причин ночного апноэ. Неправильное питание. Недостаток или острый дефицит таких полезных элементов, как витамины С и Е, бета-каротин, флавоноиды, магний, селен и омега-3 жирные кислоты, может быть одним из катализаторов заболевания астмой. Ослабление иммунитета. Слабый организм, не защищенный мощным иммунитетом, более подвержен воздействию инфекций. Риск заболеть всегда выше у тех, чей иммунитет слаб. ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика болезней дыхательной системы заключается в предупреждении развития данных патологий. Однако на этом задачи профилактики не заканчиваются, ведь даже в том случае, когда заболевание органов дыхания уже возникло, необходимо сделать все, чтобы оно протекало как можно легче, избежать развития осложнений.

В связи с таким множеством задач выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний органов дыхания.

Первичная профилактика

Первичная профилактика болезней органов дыхания – синоним здорового образа жизни. Отказ от вредных привычек, таких как курение или злоупотребление спиртными напитками, регулярная физическая активность, закаливание, избегание стрессов, профессиональных вредностей, связанных с вдыханием различных вредных веществ, проживание в экологически чистых районах – все это способствует предупреждению развития болезней органов дыхания.

Если говорить о первичной профилактике болезней органов дыхания, нельзя не упомянуть о полноценном сбалансированном питании. Доказана роль микроорганизмов в развитии многих заболеваний органов дыхательной системы. Если человек употребляет достаточное количества белка, витаминов и микроэлементов, тогда его иммунная система будет в норме и сможет противостоять болезнетворным микроорганизмам.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении болезней и их лечении.

Многие заболевания развиваются на фоне других патологий. Так, почвой для развития бронхиальной астмы может стать аллергия. И если у вас уже имеется повышенная чувствительность к каким-либо веществам, например, к шерсти животных, пыльце растений, бытовой химии, тогда необходимо максимально уменьшить, а по возможности и совсем прекратить контакт с веществами, провоцирующими появление аллергических реакций.

Проявления аллергии не нужно терпеть или надеяться, что они пройдут сами по себе, так не будет. Наоборот, если не лечить аллергию, то она может осложниться бронхиальной астмой.

Третичная профилактика

Задача третичной профилактики болезней органов дыхания – не допустить ухудшения заболевания, возникновения осложнений. И основной помощник такой профилактики – правильно подобранное лечение, которому больной будет неукоснительно следовать.

Иногда третичная профилактика болезней органов дыхания может растягиваться на многие годы.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ Заболевания дыхательной системы относятся к болезням, которые нуждаются в регулярном медицинском контроле, включающем в себя и мониторинг состояния органов дыхания (флюорография), и профилактические меры (прививки). В обязательный перечень медицинского контроля дыхательной системы входят следующие мероприятия:

Осмотр врача-терапевта 1 раз в год. - Флюорография - 1 раз в год.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Проблемы с дыханием у детей волнуют каждого родителя. Остановки в дыхании у новорожденных, хрипы, кашель, удушье – признаки разных заболеваний, но меры профилактики могут быть одинаковыми во многих случаях:
1) Воздух в комнате ребенка должен быть чистым, свежим и увлажненным. Поэтому при проведении уборки лучше всего купить и использовать, который увлажняет пыль, не дает ей возможности снова быть выброшенной со струй воздуха. Дополнительно следует прочистить кондиционеры в квартире, фильтры которых обладают способностью накапливать пыль и забрасывать ее и плесень внутрь квартиры.
2) Для увлажнения воздуха можно использовать специальные приборы или завести рыбок в аквариуме, посадить зеленые комнатные насаждения. Контроль уровня воды в аквариуме или влажность почвы в цветочных горшках позволяют поддерживать нужный уровень влажности.
3) Психологи отмечают проблемы с дыханием у тех детей, которые воспитываются в атмосфере подавления, или когда опека родителей «душит» их, не дает возможности проявить свою индивидуальность.
4) Кашель детей в психосоматике часто означает потребность детей «кричать» о своих проблемах, ведь кашель слышно бывает даже в соседней квартире, поэтому реакция родителей наступает незамедлительно. Следует разобраться, о чем же хочет сказать ребенок своим кашлем.
5) Клинические психологи и психоаналитики часто используют интерпретации отсутствия или затруднения дыхания как потребность ребенка вернуться в лоно матери, где не нужно было дышать, где он находился под ее защитой. По всей видимости, малыш испытывает незащищенность и недоверие к окружающим, одиночество или отверженность родителями.
Создание хороших гигиенических условий, эмоциональная поддержка и проявление любви к малышу могут стать комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.

Укрепляем иммунитет ребенка: проветриваем, увлажняем, закаляемся

с реди современных детей вряд ли найдешь хотя бы одного, кто не болел бы ни разу. И ведь болезни в подавляющей массе простудные, повторяющиеся из года в год, а то и в течение года. Мы привычно ссылаемся на плохую экологическую обстановку, некачественные продукты, вредные для здоровья материалы. Однако только ли в этом дело?

Никакая простуда не будет мучить человека с хорошим иммунитетом. Во всяком случае, он перенесет ее гораздо легче. Однако всегда ли родители понимают, что предметом их основного внимания, если они хотят вырастить здорового человека, должно быть укрепление природного иммунитета.

Очень распространена типичная родительская ошибка – ребенка надо оберегать от негативного влияния окружающей среды. Каково же удивление родителей, когда ребенок, несмотря на все меры предосторожности, заболевает, и болеет тяжело, с осложнениями, причем в виде аллергии на самые неожиданные факторы.

А все дело в том, что родители сами открыли дверь аллергии: организм ребенка, выросшего практически в стерильной среде, не способен различить вредоносные микроорганизмы и бороться с ними.

Прежде всего, надо позаботиться о качестве воздуха в доме: ведь в сухом и застоявшемся воздухе опасные микробы размножаются с гигантской скоростью. Можно завести дома аквариум: испаряющаяся вода насытит воздух влагой. Именно увлажненный воздух способствует правильному дыханию. Если вы очень занятые люди, и вам некогда ухаживать за рыбками, вас выручит увлажнитель воздуха. Иногда только увлажнения бывает достаточно, чтобы аллергия отступила.

Приучите ребенка спать с открытой форточкой: естественная вентиляция угнетает развитие микроорганизмов. Разрешайте ему ходить босиком. Можно купить специальные коврики, а можно использовать и более интересные варианты, например. Емкости с крупным песком или галькой.

Не используйте для уборки слишком много средств бытовой химии: они сами по себе являются причиной аллергии. Ни в коем случае не давайте ребенку никаких лекарств без назначения врача.

Для профилактики заболеваний органов дыхания,

предлагаем использовать комплексы дыхательной гимнастики

в соответствии с возрастными особенностями

Упражнения, которые всегда можно комплектовать и чередовать по своему усмотрению для детей I и II младшей группы

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик .
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой .
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз


7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.


8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Примеры комплексных дыхательных гимнастик для средней группы

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  1. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить 3-5 раз упражнение

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

Мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

Лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

Выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

Бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

Высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

Лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

Подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

Наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

При накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

Вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Старшая и подготовительная группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре

упражнения.

Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Материал подготовила Шарипова Г.В.

инструктор по физической культуре

Заболевания органов дыхания традиционно являются одними из наиболее массовых: их доля в общей заболеваемости составляет до 24,5 % (1 место), а в причинах смертности занимает 5 место.
Выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье органов дыхания:
I. Неустранимые (наследственные факторы)
аномалии и пороки развития;
генетически обусловленные заболевания (муковисцидоз, дефицит α1-химотрипсина)
II. Устранимые
1. Инфекционные факторы (вирусы, бактерии)
2. Курение. Причем как активное, так и пассивное. У курящих людей риск возникновения хронической обструктивной болезни легких превышает 80-90%. Курение провоцирует не только развитие заболеваний органов дыхания, но и снижает эффективность многих лекарственных препаратов. Хочется отметить, что данная медико-социальная проблема очень актуально, так как по данным мировых экспертов здравоохранения, больше всего курящих людей проживает именно в РФ. Согласно статистике, более 60% мужчин и 30% женщин в государстве регулярно употребляют табак. Иными словами, из 10 представителей мужского пола курит 7 человек, а из женского – 1.
3. Воздействие аллергенов. Увеличение перечня и фактического присутствия аллергенов в окружающей среде приводит к тому, что каждые 10 лет заболеваемость бронхиальной астмой увеличивается в полтора раза и больше.
4. Воздействие профессиональных вредностей (пыль, пары кислот, щелочей и др.). Риск заболеваний дыхательной системы при работе на производствах, связанных с работой с веществами, потенциально вредными для дыхания (угольная, асбестовая, горнорудная, машиностроительная промышленность, деревообрабатывающее и текстильное производство), значительно повышен.
5. Загрязнение воздуха. Бытовое загрязнение воздуха (пыль, дым, смог, волокна, чистящие средства, микрочастицы различных материалов) вызывает развитие заболеваний дыхательной системы и способствует более тяжелому их протеканию.
6. Избыточный вес и ожирение. Избыточный вес вызывает одышку, требует усиленной работы не только сердца, но и легких, и, кроме того, является одной из основных причин ночного апноэ.
7. Неправильное питание. Недостаток или острый дефицит таких полезных элементов, как витамины С и Е, бета-каротин, флавоноиды, магний, селен и омега-3 жирные кислоты, может быть одним из катализаторов заболевания астмой.
8. Ослабление иммунитета. Слабый организм, не защищенный мощным иммунитетом, более подвержен воздействию инфекций. Риск заболеть всегда выше у тех, чей иммунитет слаб.
ПРОФИЛАКТИКА
Профилактика болезней дыхательной системы заключается в предупреждении развития данных патологий. Однако на этом задачи профилактики не заканчиваются, ведь даже в том случае, когда заболевание органов дыхания уже возникло, необходимо сделать все, чтобы оно протекало как можно легче, избежать развития осложнений.
В связи с таким множеством задач выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний органов дыхания.
Первичная профилактика
Первичная профилактика болезней органов дыхания – синоним здорового образа жизни. Отказ от вредных привычек, таких как курение или злоупотребление спиртными напитками, регулярная физическая активность, закаливание, избегание стрессов, профессиональных вредностей, связанных с вдыханием различных вредных веществ, проживание в экологически чистых районах – все это способствует предупреждению развития болезней органов дыхания.
Если говорить о первичной профилактике болезней органов дыхания, нельзя не упомянуть о полноценном сбалансированном питании. Доказана роль микроорганизмов в развитии многих заболеваний органов дыхательной системы. Если человек употребляет достаточное количества белка, витаминов и микроэлементов, тогда его иммунная система будет в норме и сможет противостоять болезнетворным микроорганизмам.
Для профилактики инфекционных заболеваний органов дыхания рекомендовано вакцинация против вируса гриппа и вакцинация пневмо-вакциной (так как возбудителем пневмонии чаще всего является пневмококк).
Вторичная профилактика
Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении болезней и их лечении.
Многие заболевания развиваются на фоне других патологий. Так, почвой для развития бронхиальной астмы может стать аллергия. И если у вас уже имеется повышенная чувствительность к каким-либо веществам, например, к шерсти животных, пыльце растений, бытовой химии, тогда необходимо максимально уменьшить, а по возможности и совсем прекратить контакт с веществами, провоцирующими появление аллергических реакций.
Проявления аллергии не нужно терпеть или надеяться, что они пройдут сами по себе, так не будет. Наоборот, если не лечить аллергию, то она может осложниться бронхиальной астмой.
Третичная профилактика
Задача третичной профилактики болезней органов дыхания – не допустить ухудшения течения заболевания, возникновения осложнений. И основные помощники такой профилактики – реабилитация и правильно подобранное лечение, которому больной будет неукоснительно следовать.

Зав. пульм. отд.ГУЗ «Елецкая горбольница №1 им.Н.А.Семашко»
Лихоносова Н.А.

Читайте также: