Проблемы с неврологией у новорожденного симптомы. Неврологические заболевания: список, симптомы, причины и особенности лечения

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни . Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети . Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез . Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься...". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах .


Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям , если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

Обсуждение

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ЛПУ не требует покупки лекарств и может применяться как самостоятельно, так и одновременно с любым другим лечением. Лечение заключается в чтении утверждений на те недомогания, от которых вы хотите избавиться. В день проводится три сеанса, в каждом сеансе необходимо прочесть каждое утверждение 9 раз подряд. Утром проводятся два сеанса, в первом для каждого недомогания читаем утверждения, которое подтверждают то, что у вас имеется это недомогание (это принятие ситуации, это отрицательные утверждения, например, «У меня болит голова»). Через час (и больше), на те же недомогания, читаем положительные утверждения («У меня отсутствует головная боль»). Вечером (через 10-15 часов) повторяем чтение положительных утверждений.
Улучшение состояния - через 5 дней, время лечения до 30 дней.
Для уменьшения на 50% привычного запора, нарушений в мочеиспускании и т.п. застарелых, хронических расстройств понадобится до одного года.

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

«У меня болит голова.
У меня повышенное внутричерепное давление.
У меня имеется страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня имеется страх перед голодом».

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

«У меня отсутствует головная боль, у меня отсутствует страх перед головной болью, у меня нормальное состояние головы.
У меня отсутствует повышенное внутричерепное давление, у меня отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением, у меня нормальное внутричерепное давление.
У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Страх перед насилием, голодом присутствует у всех, его надо убрать.
При написании утверждений нельзя применять отрицательные частицы «НЕ», «НЕТ». Например: нельзя писать «У меня нет головной боли». Утверждения писать на симптомы (а не на название болезни), например, писать «У меня отсутствует боль в запястье», а не «У меня отсутствует артрит в запястье». Везде (и в Следах, и в Отзыве) добавлять «Страх перед … отсутствует».
Методика эффективна при самых серьезных заболеваниях и какой-то эффект дает всегда. Надо учитывать, что оздоровление – это дополнительная нагрузка для организма, поэтому будет временное ухудшение самочувствия, и при уходе болезни может быть предварительное обострение. Необходимо увеличить потребление белков, витаминов, микроэлементов, больше отдыхать.
Перед чтением утверждений прочтите «Отче наш». Используйте церковные возможности помощи, покайтесь, измените свой образ жизни, или отношение к жизни (просмотрите книги Луизы Хэй – её аффермации можно вставлять в ЛПУ). Постарайтесь не думать о недомоганиях, лечении, отвлекитесь, загрузите себя.
Чтобы гарантированно получить результат, одновременно читайте утверждения на устранение следов недомогания и на отзыв ваших негативных мыслей.

СЛЕДЫ НЕДОМОГАНИЙ
С возрастом в подсознании человека накапливаются следы перенесенных заболеваний, которые при определенных условиях дают повторение этих заболеваний. Для устранения следов читать 11 дней по 7 раз в день (одним сеансом):
«Господи, прости меня за вредные мысли и поступки, которые привели к ухудшению моего здоровья, которые я осуждаю и больше никогда не повторю.
Господи, я благодарю Тебя за отсутствие головной боли.
Я свободен от головной боли. Я свободен от страха перед головной болью
Господи, я благодарю Тебя за нормальное внутричерепное давление.
Я свободен от повышенного внутричерепного давления. Я свободен от страха перед повышенным внутричерепным давлением.
Господи, я благодарю тебя за отсутствие страха перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома, за отсутствие страха перед голодом.
Я очистил свое подсознание, я здоров».

Если у вас появилась упорная мысль, подозрение на какое-то недомогание, делайте ОТЗЫВ НЕГАТИВНЫХ ПРОГНОЗОВ.
«Я отзываю мои негативные мысли, слова по поводу головной боли, внутричерепного давления.
ВЗАМЕН негативных прогнозов Я УТВЕРЖДАЮ: У меня отсутствует головная боль, отсутствует страх перед головной болью, отсутствует повышенное внутричерепное давление, отсутствует страх перед повышенным внутричерепным давлением.
Я отзываю мои мысли, слова по поводу насилия, голода. Взамен негативных прогнозов я утверждаю: У меня отсутствует страх перед насилием и убийством, перед потерей родных и своего дома. У меня отсутствует страх перед голодом».

Что делать: На все свои недомогания читать «ОТЗЫВ негативных прогнозов» и «Следы» одновременно пропустить недомогания через ЛПУ (не все сразу - по 2-3 недомогания). Убирайте все, что вам не нравится, и «генетическое» и то, что «с детства». Половина недомоганий уйдет, оставшееся - уменьшится. С тем, что осталось, идите к врачу. При этом продолжать ЛПУ и ОТЗЫВ.
Когда пройдет период уборки первостепенных недомоганий, то для свежих (меньше 6 месяцев) недомоганий можно применять только ОТЗЫВ.

Положительные утверждения применяют и самостоятельно, часто их рекомендуют произносить перед зеркалом. Надо знать, что и в этом случае нельзя говорить «нет», «не» и еще необходимо представить то, что вы хотите получить, как свершившееся, как уже полученное, т.е. представить себя здоровым, помолодевшим. Это называется визуализировать то, что вы произносите. Визуализация преодолевает отсутствие «принятия ситуации» и увеличит эффект. Такое увеличение будет и в ЛПУ, если научитесь визуализировать. То есть отсутствие визуализации при применении ЛПУ (человек просто не имеет навыка визуализировать) приведет к увеличению количества дней лечения, но никак не скажется на конечном результате лечения.
Желаю здоровья, Борис Петрович, [email protected]

25.11.2015 14:34:52, Неврология у детей

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Нога плохо развивается.Врачи толком диагноз не поставили,отправляют туда сюда и все, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

30.06.2014 14:30:45, Юрий13

Добрый день! Дочки 3 года, одна ножка худее другой и она хромает. Врачи толком диагноз не поставили, подскажите куда и как обращаться? Спасибо!!!

26.06.2014 14:54:54, Юрий13

Елизавета, подскажите пожалуйста в какой клинике Вы принимаете и как к Вам попасть на прием? Заранее спасибо за ответ.

Я вашу статью в журнале читала. у вас ведь и тест был на выявление роблем. Мне понравилась. Я из=за вашей статьи и покупала журнал. Спасибо. Очень разумно написано.

нам поставили в 3 месяца задержку моторики. нашли хорошего врача. очень много занимались с ребенком. делали массаж.токи. каждый день гимнастику. результат не заставил себя ждать. в 7 месяцев сели. в 10 пошли очень уверенно. главное-найти врача от бога. ей спасибо за систему. ребенок очень хорошо развивается

14.02.2006 16:03:09, лена

Помогите пожалуйста разобраться что нам делать.Ребенок родился посредством кесарево из-за гипоксии.Был очень возбужденным.Первые пол года спал часов 10 в сутки все время плакал.При плаче правой рукой чарапал себе лицо и дергал правой ручкой.Сделали ЭХО энцефалоскопию-результат 1 степень внутричерепной гипер……..(неразборчиво).Невропатолог назначает пить микстуру с валерианкой и чем-то еще-успокаивающее.Результат-ноль.В три месяца замечаю что ребенок берет игрушки левой рукой, а правой плохо.Медсестра сказала что он возможно левша, но потом начала замечать что ему правой тяжело что-то брать.В 4,5 месяцев пошли на массаж,и после массажа начал переворачиваться на живот.А ручка так-же слаба и неумела.В 7 месяцев легли в неврологическую больницу.И заметили что кроме ручки правая ночжка тоже не так активна как левая.После обследования сказали что ВЧД небольшое есть и один желудочек-2,5 при нормальном 2,2.Начали пить аспаркам, диакарб, пикамилон и кальция ….пантенат (начало не помню).Стало немножко лучше, и после массажа. зарядки-начал лучше ручкой брать игрушки,и стал сидеть. В 9 месяцев повторный курс лечения-зарядка, массаж,физиотерапия(аппарат АМПЛИПУЛЬС), пантогам,стало немного лучше,уже ходит за две ручки,но приставляет правую ножку.Получается как прихрамывает.Попадает правой рукой с едой в рот, хотя неумело.А левой нормально может есть печенье.С 10 месяцев ходит сам за одну ручку,но прихрамывает.В 11 м. повторное лечение с массажем,зарядкой,физио,без таблеток из-за сильного диатеза.В год пошел сам, но делал это редко,и очень не хотел сам ходить.В 1 и 1,5м. начал сам ходить прихрамывая,правая ручка плохо работает.Он все время держит ее большим пальцем в кулачке.Когда тресет погремушку левой рукой,правую сильно напрягает.И все время играет только левой рукой,изредка перекладывая игрушки в правую.В 1,2 мы попили диетические добавки –ИЗ, Джой,Топ.Стало лучше, но разница между правой и левой ручкой и ножкой видна все равно.Пили 1,5 месяца.Потом больница.Обследование показало- ЭХО энцефалоскопия
Проведено озвучивание по типичным трассам в режиме ЭХО локации:
сигналы от структур мозга четкие,
Смещение М эхо м Мd55 Ms55
В режиме трансмисси:М эхо 55
Ширина III желудочка 5,0
Вентрикулярное ЭХО d88 s88
Конечный комплекс d115 s115
Вентрикулярный индекс Лифшица D2.2 S2.2
Величина пульсаций М эхо 60% V эхо 70%
Характер пульсаций умеренно напряженный
Дополнительные ЭХО сигналы D=S
Фронт пульсаций повышен
Опять массаж, зарядка,физио и парафинотерапиия.Электрофорез нельзя из-за гемангиомы.Стает лучше, но все равно есть разница.Правой рукой берет часто не между большим и указательным, а между указательным и средним.Врач говорит поставлю вам диагноз ДЦП –гемапорез.А я хочу вылечить и не оформлять инвалидность.ПОМОГИТЕ КТО-НИБУДЬ СОВЕТОМ.ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ.КУДА ОБРАТИТСЯ.Ведь разница не большая, но она есть и не проходит.Мы живем в Харькове Украина.Куда нам идти???
Сейчас нам полтора года, начал иногда показывать в книжке на что-то правой рукой или когда хочет начать кнопку правой рукой,вот только не указательным, а безымянным пальчиком,и видно, что ему тяжело это делать!Может кто-нибудь слышал о клинике доктора Козявкина в Трускавце?

Здравствуйте, доктор! Моему сыну 11 лет. Ему поставили диагноз дисциркуляторные нарушения, астено- невротический синдром. 1. выражены вегетативные пароксизмы: мраморность кожи, микроциркуляторные нарушения. Выражена тревожность, расширение рефлексогенных зон. Мышечный тонус дистоничен. 2. Перенес эпизод несахарного мочеизнурения. Выписаны лекарства: фенибут 0, 5 х 2 р. в д. магне В6 1 х 2 Кавинтон 1 х 2 У меня такой вопрос, есть ли альтернативные методы лечения, т. к. от фенибута ребенку стало хуже.

05.04.2004 08:50:21, галина

У меня тоже проблема с сыном, именно у меня.На мой взгляд он не послушный,за целый день нет ни одного раза что б он исполнил мою просьбу, и когда мы начинаем обсуждать это то он непроизвольно подергивает плечами, и вобще небывает момента когда б у него не были в движении руки и ноги.Он постоянно что то делает, ковыряет.даже когда смотрит мультфильм. первое что он отвечает на просьбу -"нет" я не сяду, или не. я не пойду, и далее его варианы того что хочет сделать.Ему 3,2 г.
С утра до вечера проблеммы.
Родился путем кесорего сечения.В первый месяц был под наблюдением невропотолога,на втором месяце применяли препараты, парашок и уколы + массажи.Снимали спастику.
Что делать, как найти подход? Просьбы и уговоры не помогают.
Обращаться ли к врачу?

Моей дочери Саше 2года5мес.,мне кажется что нам нужен совет специалиста.Дело в том,что она с рождения вместо соски,сосет большой палец и когда засыпает начинает гладить игрушку или одеяло.Отучить ее немогу,ругаться начинает.Посоветуйте как можно от этого избавиться,и к какому специалисту обращаться

14.08.2003 07:21:46, Лена

Моему сыну Алеше 1 год и 5 месяцев.
У него с рождения много неврологических проблем. Врачи кроме того как выписывать лекарства ничего не могут предложить.Когда Алеше было 7 месяцев я на свой страх и риск отменила все препараты, в том числе и противосудорожные. У нас пошло хоть какое-то развитие: он стал улыбать,гулить. Но все-таки задержка развития у него очень сильная.
Очень прошу, если кто может посоветовать врача который не будет пичкать ребенка исключительно таблетками, а сможет предложить, что-то иное. Заранее большое спасибо.

Добрый день!

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

11.08.2003 12:17:16, Олег

"без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр." это про какой возраст написано? И что такое без конца? В каком возрасте ребенок может сосредоточиться более 15 мин? А если его не интересует эта игра, почему он дожен сосредотачиваться?
Не понятно, о детях какого возраста идет речь - о первоклашках или после года? ведь нормы для этих возрастов разные!

пЮЕОШ РТБЧДЙЧБС УФБФШС. фБЛ ЧУЕ Й РТПЙУИПДЙФ... чТБЮЙ ОЕ ИПФСФ РПДТПВОП ЧОЙЛБФШ Ч РТПВМЕНЩ НБМЕОШЛЙИ РБГЙЕОФПЧ. рТПРЙУБМЙ ФБВМЕФЛХЙ УЮЙФБАФ, ЮФП УЧПК ДПМЗ ЧЩРПМОЙМЙ.пФУАДБ ОБЧЕТОПЕ Й ЧУЕ ВЕДЩ. зТХУФОП... :-((

04.08.2003 03:08:42, Yuka

Травмы во время родов и внутриутробные инфекции могут стать причиной возникновения этой патологии у вашего малыша.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с какими-то испытаниями. Тяжелой проверкой крепости здоровья и психики является, к примеру, сдача экзаменов или выход на пенсию. Но самый тяжелый экзамен для любого человека – это его появление на свет, когда плод «получает диплом» ребенка.

Наше главное отличие, как биологического вида – большой головной мозг. Именно это считают главной причиной того, что акт рождения является таким тяжелым. И это приводит к тому, что во время родов достаточно велик риск получения ребенком травмы . Это и множество других причин может привести к неврологической патологии новорожденных.

Что такое неврологическая патология новорожденных?

Этим термином обозначают любые нарушения в работе нервной системы, которые возникают с 28 недели развития плода до рождения и в первые дни после появления ребенка на свет. Неврологическую патологию также называют перинатальным поражением центральной нервной системы.

Причины развития неврологической патологи у новорожденных

Причин появления неврологической патологии множество. Самые распространенные из них:

Основные виды неврологических патологий новорожденных

К основным типам неврологической патологии новорожденных относят:

  • перинатальную мозговую депрессию или гиповозбудимость
  • перинатальную мозговую гипервозбудимость
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром
Перинатальная мозговая гиповозбудимость

Характерными симптомами этого типа патологии являются снижение двигательной активности, ослабление рефлексов, таких как сосание и глотание, снижение мышечной активности. Наблюдается эмоциональная вялость, пассивность, малыш не проявляет любознательности, не стремиться приблизиться к новому предмету, потрогать его. Вяло проявляются и отрицательные эмоциональные реакции. Гиповозбудимость может проявляться периодически или постоянно и иметь разную силу выраженности. Такой вид неврологической патологии часто наблюдается у недоношенных, у детей, которые испытывали гипоксию или перенесли родовую травму.

Перинатальная мозговая гипервозбудимость

Перинатальная мозговая гипервозбудимость проявляется двигательным беспокойством, нарушениями сна, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к и усилением врожденных рефлексов. Такие дети часто вовремя осваивают нужные в определенном возрасте вещи, достаточно любознательны и общительны, но чрезмерно эмоциональны и часто хуже удерживают внимание на определенном предмете. У таких малышей могут наблюдаться дрожание подбородка и подрагивание мышц. Причиной появления этой патологии могут быть самые разнообразные воздействия на плод.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

Неустойчивое или повышенное внутричерепное давление может приводить к появлению гипертензионно-гидроцефального синдрома. Чаще всего при этом синдроме увеличивается объем головы. Другим диагностическим признаком является диспропорция между лицевой и мозговой частями черепа. У малыша могут расползаться черепные швы, расходиться или даже выбухать родничок. Неврологические симптомы этой патологии сильно различаются и зависят от степени выраженности синдрома и его разновидностей. Дети могут быть раздражительными, легковозбудимыми, плохо спать. А могут быть наоборот: вялыми, сонливыми с плохим аппетитом. Психосоматические изменения при гидроцефалии могут быть самыми разнообразными от незначительных, до серьезных, приводящих к сильному отставанию в развитии.

Задать вопрос
Чем раньше заметим проблему, тем лучше

Самый ранний возраст человека очень важен для его последующей жизни. Ведь в это время закладывается база для будущего физического благополучия и социальной успешности. В этом возрасте возможна коррекция целого комплекса проблем, если они будут быстро обнаружены. Ряд отклонений может пройти самостоятельно без вмешательства медиков, ребенок, как говорят в народе «перерастет болезнь». Но если этого не произойдет, ребенок может отставать в развитии. Чтобы этого не случилось, необходима своевременная диагностика неврологической патологии.

Родители должны следить за тем, как малыш реагирует на внешний мир и если что-то не так, сразу сообщать врачу. Необходимо также своевременно приходить к педиатру на плановые осмотры.

Если с вашим ребенком что-то не так, важно определить, что конкретно и предпринять все возможные меры, чтобы убрать нарушения и нормализовать работу нервной системы. Но не стоит проявлять излишнюю мнительность и подозрительность, так как родительское и в особенности материнское беспокойство может передаться и ребенку и спровоцировать у него нервозное состояние. Если вашему ребенку поставили диагноз неврологическая патология, не спешите паниковать. Своевременная коррекция и устранение патологических нарушений помогут вашему малышу быть здоровым!

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

Гипертонус, ПЭП, дисплазия тазобедренных суставов, косолапие — далеко не все диагнозы, которые ставятся множеству новорожденных. Одни родители усиленно бьют тревогу, а другие оставляют малыша наедине с патологией, будучи уверенными, что ребенок сам перерастет болезнь. Стоит ли надеяться на самоизлечение?

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных.

Отклонения в развитии нервной системы сегодня занимают первое место среди всех патологий младенцев. Запись, которую можно прочитать в медицинской карточке 8о% детей до года, — ГИПЦНС (гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы) или, как принято его называть по старой терминологии, ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Этот диагноз включает все повреждения головного мозга малыша, вызванные кислородным голоданием во время беременности или в течение родов.
Неонатолог может увидеть серьезные признаки ГИПЦНС уже в первые минуты после рождения малыша. Синюшный цвет кожи ребенка, поздний крик, слабые рефлексы указывают на то, что новорожденный испытывал гипоксию. Но нередко бывает и такое, что поражение ЦНС диагностируют у детей, которые получили высокие оценки по шкале Апгар. Как правило, отклонения замечают родители. Насторожить должно, если малыш беспричинно плачет, вскрикивает во сне, трудно засыпает, часто срыгивает, либо, наоборот, его рефлексы заторможены, он вялый, много спит, слабо реагирует на раздражители, отстает от своих сверстников в развитии. Уже при первом осмотре детский невропатолог определит, какими синдромами проявляется расстройство ЦНС и насколько оно обратимо.

Судорожный синдром. У всех новорожденных родители замечают тремор — дрожание подбородка. Это норма, и объясняется она незрелой нервной системой. Но если, кроме тремора, у ребенка появляются судороги, он трясет ручкой или ножкой, вздрагивает, подергивается, икает и часто срыгивает, конечности сгибаются с усилием, — можно говорить о судорожном синдроме.

ЛЕЧЕНИЕ. В легких случаях течения синдрома все его проявления проходят у ребенка с возрастом. В тяжелых ситуациях не обойтись без особых противосудорожных препаратов, которые назначает только врач-невропатолог согласно результатам обширных анализов и исследований.

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости. На проявление этого синдрома родители чаще всего закрывают глаза в силу своего незнания. Ведь для него характерны, казалось бы, обычные для малыша первых недель жизни симптомы: беспокойный, прерывистый сон; малыша трудно уложить спать; он бодрствует больше, чем положено крохе его возраста.

ЛЕЧЕНИЕ. Если нет анемии и дефицита питательных веществ (а для этого нужно быть абсолютно уверенным в том, что рацион вашего крохи максимально сбалансирован и ему хватает всех питательных веществ и витаминов), то его симптомы проходят сами, но не всегда. В любом случае врач назначит ванночки с отваром успокаивающих трав и посоветует исключить все раздражающие факторы. В более сложных случаях назначают суспензии, которые содержат питательные вещества, витамины и минералы, чтобы «накормить» кору головного мозга крохи.

Гипертензионно-ликворный синдром. Его возможно выявить с самого рождения по внешнему осмотру и результатам УЗИ головного мозга. Должны насторожить заметно пульсирующий родничок, горячая голова, гипертонус, пронзительный плач и рвота фонтаном. Дети постарше кричат от головной боли в основном по утрам, их рвет, они реагируют на погоду и магнитные бури.

ЛЕЧЕНИЕ. Симптомы этого синдрома достаточно серьезны, и не стоит ни в коем случае заниматься выжиданием или самолечением: ребенок испытывает сильнейший дискомфорт, и ваша задача — как можно скорее избавить малыша от причины, которая доставляет такие мучения. Их может быть две — либо повышенное внутричерепное давление, либо нарушение оттока спинно-мозговой жидкости, из-за чего она скапливается в желудочках мозга, буквально распирая их. Лечение синдрома может быть разным и зависит от тяжести его проявления. В легких случаях достаточно поить ребенка отварами особых трав, например, хвоща или толокнянки, которые назначит врач. Если ситуация запущена, назначают лекарства, которые обладают мочегонными свойствами. Это необходимо для того, чтобы увеличить отток жидкости из головного мозга. Одновременно малыш будет принимать препараты для восстановления кальция.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - Лечить или подождать.

Иногда, даже узнав о проблемах с цнс ребенка, многие родители занимают выжидательную позицию, руководствуясь железным оправданием: «я тоже кричал по ночам, пошел в полтора года, да и заговорил в три — но все ведь прошло!»

Здоровье ребенка — не то, над чем можно ставить эксперименты. Да, 30-35 легких проявлений синдромов ГИПЦНС, обнаруженных у новорожденных, проходят сами собой. Но если гипоксия нанесла существенный урон клеткам головного мозга или тем более во время беременности был поставлен диагноз «хроническая гипоксия», последствия пущенной на самотек болезни могут вылиться в серьезные проблемы. Ребенок, скорее всего, будет неусидчив, гипервозбудим, нервозен — нередко родители таких детей жалуются на отставание малыша в развитии, у чада наблюдаются тики, заикания, судороги и даже признаки психопатии. Проявиться они могут уже в возрасте 2-3 лет. Дальше — хуже. Поэтому, если при раннем выявлении отклонений малышу нужно лишь помочь восстановиться, то при позднем ребенка приходится лечить.

Синдром двигательных расстройств. Он проявляется расстройством мышечного тонуса. Кроме гипертонуса — повышенного мышечного напряжения или гипотонуса — ослабленных мышц, часто встречается асимметрия мышечного тонуса, заметная уже с первых дней жизни. Малыш может то и дело стучать одной ножкой, в то время как вторая ведет себя относительно спокойно. Плечики могут быть вялые, а ножки, наоборот, чересчур напряжены. 0 синдроме двигательных расстройств также говорит то, что малыш слабо фиксирует взгляд и не реагирует на голос мамы в месячном возрасте. В 2-3-месячном возрасте крохи с таким синдромом не гулят и не улыбаются. Детям постарше трудно удерживать игрушку и перекладывать ее из одной руки в другую.

ЛЕЧЕНИЕ. Малыш резко, уже к году, компенсирует отставание в развитии, если ему вовремя помочь. Обычно назначают несколько курсов массажа, физиотерапию и ЛФК. При нарушении тонуса малышу помогут препараты, которые улучшают нервно-мышечную передачу.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - В группе риска.

Большой риск появления малыша с проблемами неврологического характера есть у мамы, которая исповедует свободу сексуальных отношений и еще в подростковом возрасте начала жить половой жизнью. Заболевания, передающиеся половым путем, попав в организм подростка и будучи невылеченными, наносят непоправимый вред — спайки, воспаления, кисты и другие последствия хронических заболеваний. Многие ЗППП непросто вылечить, но легко залечить. Период «затишья» инфекции девушка ошибочно принимает за полное выздоровление и идет на плановую беременность, но болезнь снова «поднимает голову» в период ослабления иммунитета». Для таких заболеваний, как герпес, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз плацента — не преграда, и они легко атакуют формирующуюся нервную систему малыша — в таких случаях речь идет о внутриутробной инфекции.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

  • ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ МАМЫ. Чтобы снизить риск откло нений в развитии малыша, будущей маме стоит, как минимум, за три месяца до зачатия вылечить все инфекции. Если заболевание выявили во время беременности, то не стоит опасаться лечения — наоборот, чем скорее вы выздоровеете, тем лучше. Так, на 19 неделе беременности происходит заклад- ка основных органов — прежде всего, головного мозга, когда инфекция мамы может быть критичной. Нервная система малыша может пострадать еще в утробе, если у будущей мамы анемия, врожденный порок сердца, заболевание легких, почек и сахарный диабет — во всех этих случаях нарушается кровоснабжение. Не меньшая угроза нависает над малышом, если у мамы хронический бронхит или астма. Если врач выявил врожденные пороки развития, конфликт групп крови матери и ребенка или внутриутробное инфицирование, — велика вероятность проблем неврологического характера.
  • ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ. В группе риска — женщины с истинной переношенной беременностью, токсикозом на поздних сроках, угрозой преждевременных родов. Также важно, в каких психологических и материальных условиях находится будущая мама: врачи неоднократно убеждались в том, что у тревожных мам рождаются тревожные дети.
  • Во время любого стресса в кровь мамы выбрасывается огромное количество адреналина, сосуды сужаются, и ребенок начинает испытывать недостаток кислорода, отчего страдает его головной мозг. А если стрессы, беспокойство и перевозбуждение постоянны, то очевидна хроническая гипоксия, в результате которой отмирает достаточно большая часть клеток головного мозга. Гипоксия плода возникает и в том случае, если мама курит и часто находится в накуренном помещении, употребляет алкоголь, подвержена воздействию электро магнитного излучения, неполноценно питается.
  • ТЕЧЕНИЕ РОДОВ. Перебои с доставкой кислорода в процессе родов — частое явление. И причин тому может быть несколько.
  • ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОТУГ. Проходя по родовым путям, ребенок еще не дышит легкими, но и пуповина уже пережата. Поэтому затяжные роды вполне могут стать причиной гипоксии. Не исключение и стремительные роды.
  • ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В РОДАХ. Во время кесарева сечения применяется общая анестезия — доля препарата обязательно попадет в кровь ребенка, что может стать причиной гипоксии.
  • НАЛОЖЕНИЕ ЩИПЦОВ. Например, если плод крупный, а кости таза мамы узкие. Это не исключает травмы головы.

ОРТОПЕДИЯ

Если вероятность того, что малыш перерастет легкие неврологические отклонения, есть, то рассчитывать, что ортопедические проблемы исчезнут сами, ни в коем случае нельзя. «Все отклонения от нормы развития костно-мышечной системы детей до года не терпят откладывания, потому что со временем патология только «костенеет». — Большинство ортопедических проблем возникает потому, что закладка суставов и костей в утробе произошла неправильно. Ждать, когда все исправится само по себе, все равно что собрать автомобиль из бракованных деталей и надеяться, что он поедет не хуже других. * Дисплазия тазобедренных суставов, кривошея, косолапие и деформация стоп — топ-диагнозы у детских ортопедов. Ребенка еще в роддоме кроме невропатолога и педиатра обязан обследовать ортопед, ведь все эти патологии формирования костно-мышечной системы можно обнаружить уже в первые дни жизни малыша.

Дисплазия тазобедренных суставов. Врожденное нарушение тазобедренных суставов врачи диагностируют примерно у трех новорожденных на тысячу. Тяжелыми считаются формы врожденного предвывиха и вывиха бедра, более легкая патология — подвывих. Несмотря на положительное заключение врачей в роддоме, мама должна внимательно присматриваться к своему чаду, ведь признаки дисплазии иногда бывают явно выражены:

  • асимметрия ягодичных и бедренных складочек на ножках младенца;
  • конечность словно выворачивается, либо, наоборот, трудно развести ножки ребенка;
  • в тяжелых случаях конечность будто болтается из-за вывихнутого сустава;
  • в более поздний период можно заметить, что у малыша ножки разной длины;
  • при ходьбе одну ножку заводит вперед по кругу — ходит, словно циркулем.

ЛЕЧЕНИЕ. Это, прежде всего, наложение специальных шин. Главная их задача не просто поставить сустав на верную исходную позицию, но и обязать его прижиться. Так, с рождения до месяца практикуют широкое пеленание и подушку Фрейка (обеспечивает фиксацию бедер в положении сгибания и отведения в тазобедренном суставе), с месяца до трех малышам нужно ставить стремена или функциональную перинку Фрейка (их еще называют распорками). Если дисплазию не лечить, ребенок может стать инвалидом. Он не сможет нормально ходить, сидеть, стоять — если имеет место предвывих и вывих бедра. Последствиями подвывиха могут стать проблемы с позвоночником, грудной клеткой, неврологические заболевания. Многие мамы бросают лечение, стоит малышу начать капризничать во время наложения шин. Но ребенок плачет от непривычной ситуации — правильно поставленные и отрегулированные распорки не причиттятот никаких болевых ощущений. Поэтому лишний раз посетите ортопеда вместе с малышом или пригласите специалиста на дом, чтобы он правильно поставил приспособления, иначе неверно установленные шины и подушки лишь искалечат ребенка. Кроме приспособлений внешнего воздействия малышам с дисплазией прописывают витаминотерапию, солевые ванны, ЛФК, физиопроцедуры.

Деформация стопы. Пока малыш не пытается ходить, маме трудно распознать подобный дефект. Но, когда чадо стоит, нетрудно заметить, как пятка словно выезжает в сторону из-под стопы, а малыша словно подкашивает.

ЛЕЧЕНИЕ. Если случай тяжелый, малышу могут назначить периодические гипсовые повязки, а при легких формах ограничиваются массажем, ЛФК, физиопроцедурами, солевыми ваннами и иглоукалыванием. Главная цель всех этих мер — укрепить мышечно-связочный аппарат и поставить пятку на место. Иначе функции стопы нарушатся, возникнут заболевания суставов и позвоночника.

Косолапие. При столь очевидной деформации стопы нарушения невозможно не заметить. Грубые изменения в мышцах, связках, сухожилиях и костях приводят к тому, что стопа ребенка словно завернута вовнутрь, завалена, а ее край приподнят. Когда малыш начнет ходить, косолапие будет лишь прогрессировать, ведь ребенок всем телом опирается на больную стопу, деформируя ее тем самым еще больше.

ЛЕЧЕНИЕ. Сегодня, чтобы избавить ребенка от косолапия, больную ножку гипсуют, как правило, на три месяца с регулярной сменой повязок. Усиливают эффект массаж, ЛФК, физиопроцедуры и, конечно же, ортопедическая обувь. Если гипсование не помогает, то выход один — операция. Отказываться от лечения нельзя: ребенок, безусловно, пойдет, но со временем косолапие спровоцирует проблемы с позвоночником, суставами и связками. Ходьба станет сплошным мучением. Начать лечение любой ортопедической проблемы, и косолапия в том числе, нужно как можно раньше. Ткани младенца очень пластичны — их можно легко и безболезненно фиксировать в нужном положении, они очевиднее откликаются на лечение, потому что идет их активный рост. Поэтому ранняя диагностика и своевременное лечение позволяют добиться полного выздоровления при минимальных усилиях.

ПРИЧИНЫ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЛ ГИПОКСИЮ В УТРОБЕ , то вероятность патологий костно-мышечной системы более чем высока. Ведь недополучая кислород, органы не могут полноценно формироваться и развиваться. Особенно важен период с 10 по 15 неделю — когда происходит закладка костной системы. Также причиной отклонений могут быть внутриутробные инфекции, ма-ловодие, многоводие, угроза выкидыша, ягодичное пред-лежание и токсикоз в первой половине беременности. Немалую роль играет и наследственный фактор.

Читайте также: